Смольный институт благородных девиц как кузница женского счастья
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Эта статья — продолжение темы ноток счастья, и мы остановились там на вопросе: а у женщин нотки счастья — такие же, как и у мужчин? А также: есть ли (была ли?) среди женщин какая либо общность или группа, где поселяется и расцветает настоящее женское счастье?
Я на эти вопросы отвечаю твердо. Первое: женские нотки счастья в целом такие же, как и мужчин, а именно:
- Крепкое здоровье.
- Умение справляться с трудностями.
- Хорошая осанка, легкая походка.
- Довольное жизнью лицо, бодрый голос.
- Интересная, уважаемая работа.
- Надежные друзья, дорогие близкие.
- Любящий любимый.
Второе — читай статью.
Если молодые офицеры — чемпионы счастья, то их сестры по счастью — это смолянки, как называли сами себя воспитанницы Смольного института благородных девиц. Они были прекрасны и внутренне, и внешне, они носили счастье в себе и дарили его окружающим. Примерьте: их воспитанию полностью соответствуют все семь нот счастья.
Екатерина II, основательница Смольного института, ставила великую задачу: она хотела воспитать в России «новую породу людей» — людей умных и благородных. А для этого, верила она, в России своих детей должны воспитывать умные, благородные, любящие и счастливые мамы. Смолянок готовили именно к такой судьбе — к судьбе верной жены, умелой хозяйки и мудрой матери.
Безделье и пустой треп в Смольном отсутствовали, каждый день воспитанниц был загружен занятиями и делами. Их учили домоводству: ведению домашнего хозяйства, учету денег, умению быть организатором любых домашних работ. Естественно, они получали достойное образование: Закон Божий, уроки русского языка, иностранные языки. В программу входило также обучение русской словесности, географии, арифметике, истории. Но, кроме этого, их учили прекрасному: они занимались рисованием, учили музыку и танцы, занимались пением, ставили театральные постановки, осваивали светские манеры и этикет.
Но главное внимание было обращено на нравственное воспитание: девочек учили достоинству и благородному поведению. Их учили владеть своими эмоциями: обиды и раздражение были для смолянок невозможны. Очень важно, что девочек учили добрым отношениям, отучали от обычая дружить с кем-то против кого-то, учили не сплетничать, но, напротив, отзываться о людях хорошо.
Конечно, смолянок учили их умению взаимодействовать с мужчинами. И это было не только умение слушать, не перебивать, быть интересным собеседником, делать красивые комплименты, писать умные и возвышенные письма. Кроме умения привлекать к себе мужские сердца, умения завоевывать любовь – смолянки вполне осваивали трудное умение соблюдать, по сути, армейскую дисциплину, беспрекословно выполнять распоряжения и сообщать о выполнении. Они прекрасно знали, что такое формат, и умели достойно вести себя в ситуации конфликта: умели признавать свои ошибки, не теряя достоинства, извиняться, — и как воспитанные люди, при необходимости просить прощение.
Воспитательницы самым строгим образом следили за безупречной осанкой барышень, красотой голоса и всегда светлым выражением их лиц. Всегда учтивость, внимательность и доброжелательность, светлое лицо и осанка, развернутые плечи и красивые жесты – вот что было обязательным для смолянок, для воспитанниц Института благородных девиц.
Звучит все красиво, а соответствовать этому непросто хотя бы потому, что условия содержания воспитанниц были близки к спартанским.
С ранних лет девочек приучали к тому, что жизнь может быть не только ласковой, но и трудной. Условия воспитания девочек были близки к спартанским: жесткая подъем в 6 утра, обязательная утренняя гимнастика, умывание холодной водой из Невы в любую погоду. Далее в течение всего дня учебные занятия, в качестве отдыха – танцы. Кормили девочек в Смольном так же, как и детей царской семьи – то есть (внимание!) очень скудно. Можно сказать, что у них был просто полуголодный рацион. Девочки были привычны к холоду: в Смольном в спальнях зимой температура не превышала 16 градусов. Воспитанницы спали на жестких железных кроватях, ортопедические матрасы им не закупались. Девочки были обязаны следить за осанкой. У кого с этим были проблемы, их ежедневно заставляли лежать на жестком полу. Девочек не жалели, а в результате у них было прекрасные фигуры и крепкое здоровье.
Жизнь воспитанниц была не простой, но смолянки учились — и не пищали. Почему? Они учились, потому что видели в учебе смысл и чудесные перспективы. Они не пищали, потому что знали: их готовят к их будущему счастью. Впереди у них прекрасное замужество, их ждут их принцы. Кроме того, они не пищали и по другой причине: в Смольном это было практически не возможно. Это было не только не принято в самой атмосфере Института, это было невозможно по его Уставу. Устав Смольного Института настоятельно требовал, чтобы воспитанницы всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и (отличная формулировка!) «имели вольные действия души». Уныние и грусть в Смольном не допускались, смолянок учили, что их главная обязанность — быть радостью и солнышком. Даже с воспитательниц Устав Института требовал «непритворной веселости и отсутствия лишней важности в обращении». Девиз Смольного: «Воспитание в благородстве и радости».
А в результате — воспитание шло в атмосфере счастья, и смолянки, как называли себя воспитанницы Смольного Института, не имели привычки держать несчастный вид.
А в результате — из обычных девочек воспитывались удивительные женщины… С одной стороны – женщины, способные вынести любые тяготы, как будто бы железные женщины, и при этом женщины очаровательные, умные, образованные, легкие в общении и не унывающие никогда. Они умели быть счастливыми, они умели дарить счастье другим людям — и они были счастливы сами. А создавать и держать счастье им помогали семь ноток счастья: их крепкое здоровье, умение справляться с трудностями, любящий муж, достойная судьба быть женой и хозяйкой большого дворянского хозяйства, надежные подруги, а также их привычка держать всегда чудесную осанку, их легкая походка, обычно радостное лицо и бодрый голос.
Буду рад, если эти семь ноток счастья вы, уважаемые читатели, примерите к своей жизни и к тем задачам, которые вы ставите при воспитании своих детей. Ваши девочки воспитываются так же, как смолянки? Вы планируете их так воспитывать?
И обращайте внимание на такие, казалось бы, мелочи, как ваша осанка, легкая походка, радостное лицо и бодрый голос. Понятно: вы устаете, вам бывает не до этого. Но поймите: как только теряете осанку, начинаете ходить тяжело, делаете озабоченное, а то и несчастное лица и начинаете жаловаться, то именно это и является самой прямой дорогой к усталости и недовольству собой, жизнью и всеми, кто рядом с вами.
К сожалению, это типовая ситуация: воспитание и необходимость когда-то кого-то наказывать подталкивает даже самых позитивных и бодрых воспитательниц сменить настроение заразительной радости на требовательное и строгое лицо, отбивающее у учеников желание еще немного побеситься. Опытные воспитательницы часто «надевают» на себя такое лицо, когда встречаются с трудным классом — и начинают радостно любоваться детьми гораздо позже, когда в классе (в учебной группе) все уже «построены» и отношения между учениками уже отлажены.
Специально обратите внимание на выражение вашего лица и на свой голос, когда вы недовольны детьми и начинаете их воспитывать: недовольство и раздражение на вашем лице и в вашем голосе, помогает делу воспитанию в малой степени, а состояние счастья у вас и вокруг вас уничтожает надежно. Еще раз уточню: счастье уходит у вас не тогда, когда дети ведут себя плохо и вас не слушаются, а когда вы в связи с этим меняете выражение вашего лица и ваши интонации.
Но можно ли воспитывать без недовольства и раздражения? Можно, но надо будет этому поучиться. Попробуйте сами — и посмотрите здесь статьи по поводу критики.