Роли и социальное поведение
Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими.
Меняя роль, меняем личность и управляем поведением
Меняя свою и чужую личностную роль, мы меняем всю мотивационную ситуацию в целом.
– Ты талантливый, у тебя получится. Подключи, пожалуйста, компьютер!
Все, парень идет и трудится. Что его к этому подвинуло? Лестная роль ТАЛАНТЛИВОГО. Очевидно, что это местная конкретизация более общей формулы: «Ты — настоящий мужчина, ты сможешь это!» По ситуации настоящие мужчины умеют и должны выносить мусор, сходить в магазин, вымыть посуду, заключить выгодный контракт, совершить подвиг и т. п. А те, кто это помнят, вовремя напоминают об этом тем, кто это знает. Чтобы те все это делали. См.→
Эффект Пигмалиона
20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе. См.→
Распределение социальных ролей у животных
Крысы никогда не плывут все вместе на поиски пищи, у них происходит жесткое распределение ролей: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения. Это разделение происходит всегда, у любых крыс и в группе любого размера. См.→