Ребенку хорошо. Неудачная консультация?

23 мая 2019 г. в 17:32

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Ребенку хорошо. Неудачная консультация?

Автор: Валерий Рогозин

Мягкое солнце глядело на него из окна родительского дома, рядом мудрый и известный педагог объяснял сложный школьный предмет. В соседней комнате заботливые родители, готовые прийти на помощь по первому зову. Именно так, большинство современных родителей  представляют себе «правильное» детство. Они ищут рецепты его создания. Злятся на себя и ругают обстоятельства мешающие им создать эту красивую картинку счастливого детства успешного в будущем человека...

В реальности все выглядит несколько иначе.  Вот история одной психологической консультации.

В уютном и стильном кабинете одного из ведущих психологов страны проходит необычная консультация. Вроде все стандартно. На консультации умные, успешные и состоявшиеся и адекватные клиенты (к известному психологу традиционно обращаются именно статусные люди). 

И в запросе, увы, знакомая многим история: «Старший сын 14 лет, ничего не хочет, учится на тройки. Там где нужно два часа сидеть на уроке, сидит шесть часов. Из телефона не вылезает».  И у консультанта есть отшлифованный годами алгоритм работы в таких случаях:

  1. Установить хороший контакт с родителями и подростком.
  2. Выяснить ожидания родителей от ребенка.
  3. Выяснить ожидания ребенка от родителей.
  4. И договориться об обмене.

Родители детей любят. Парень разумный. Разговор на десять минут с сыном, что— то уточнить и все будет хорошо…

Но эта консультация пошла по другому сценарию. Случилось то, что бывает у такого топового психолога предельно редко… Случилась неудачная консультация. 

Беседует с парнем, все замечательно. Быстро смотрят как он живет, спрашивает что ему нужно от родителей, и потихоньку понимает не все ладно.

Итог: они смотрят друг на друга, и подросток (он умный), говорит у меня все хорошо, меня все устраивает, у меня такие заботливые родители, что мне ничего в жизни менять не надо — я счастливый.

А дальше разговор с родителями: «Коллеги я беспомощен, у вас счастливый ребенок». И родители: «…ну мы же не можем делать …не можем же у него ничего отнимать, это как-то не хорошо, мы всегда хотели чтобы возле него все было. И учителя у него дорогие, личные, персональные. И по языку. И по предметам и по спорту.  Не будем же мы, его лишать всех этих вещей».

«Как сделать, чтобы он сам понял, что надо жить по другому, что надо о будущем думать?»

Он говорит: «А зачем?».   

Какую жизнь проживёт юноша? Насколько достойным будет итог, может таким? 

Николай Амосов — хирург. Родился в маленькой деревне Вологодской области в декабре 1913 года. Николая воспитывала одна мать, работавшая акушеркой. Жили очень скудно: мама, очень много работала. В год она принимала до 160 родов, две трети в других деревнях. Часто там задерживалась на несколько дней, не брала подарков от пациенток. Так мамина, «простая» жизнь и осталась для Николая примером.       

 В 2008 году в телевизионном проекте «100 великих украинцев» на телеканале «Интер» в результате народного голосования Амосов занял второе место, пропустив вперёд только Ярослава Мудрого.

Или не всякое счастливое детство ведет к насыщенной, яркой и полной жизни?...

Некоторые из ответов я нашел в книге Н.И. Козлова: «Простое правильное детство: книга для умных и счастливых родителей». Рекомендую.


Что такое ХОРОШО для ребёнка?

Автор: Марина Бинз

Представьте себе хорошую семью — мама, папа, 14-летний сын. Родители — успешные люди, есть свой бизнес. Делают всё, чтобы у сына было всё самое лучшее — дорогие частные преподаватели, специальные предметы, лучшие тренера, лучшие гаджеты. Он обеспечен всем. Единственное, что они требуют от сына — хорошо учиться. Но вот проблема — ему ничего не надо. Учится еле-еле на тройки. При выполнении домашней работы растягивает время, в любую свободную минуту — пропадает в телефоне. При этом он любит родителей, доволен своей жизнью и вполне себе счастлив. 

Наверняка родители этого парня не росли в оранжерее, и испытали многое, пока добились своих результатов. Поэтому и хочется оградить дитя, подстелить соломки, сделать жизнь своего чада легче. Я вспоминаю свою маму, которая из лучших побуждений старалась поменьше нагружать меня домашней работой. «Ещё наработается, когда выйдет замуж», была убеждена она. Мне повезло, в пионерском лагере меня научили мыть полы, выставив предварительно перед всем отрядом на всеобщее осуждение, как лентяйку. Мои мужья научили меня готовить, за что я им благодарна. Но я бы хотела получить эти знания и умения немного раньше, нежели в 30 лет. Так стоит ли cоздавать идеальные условия для ребенка, дорогие родители? 

Как можно воспитать ребенка, который будет заинтересован в своем развитии, и не сломается при встрече жизненных испытаний?

Прежде всего — начать с себя. 

Принять, что мы сами превратили своего хорошего ребёнка в Обломова. 

Понять, что для излечения болезни нужны нестандартные решения.

Начать действовать — создавать новую жизнь своему сыну. Давать, может быть, искусственно, но трудные и посильные задачи. Ставить перед необходимостью выхода из зоны комфорта, зоны привычного, известного.

Создавать стрессовые ситуации, заставлять самостоятельно думать, учится принимать решения и действовать. Далеко за примерами ходить не нужно. Вспомните себя, какие вызовы стояли перед вами и чему они вас научили.

Нормальная жизнь — это жизнь с задачами, ошибками и подъёмами. Особенно для мальчика. Так формируются характер и личность.

Неожиданная история, в которой один из ведущих психологов России оказался бессилен.


Автор: Татьяна Ермилова

На одной из лекций по повышению квалификации мы разбирали, казалось бы, типовую ситуацию. Родители подростка обратились с проблемой. Сын 14 лет ничего не хочет, учится на тройки, затягивает с уроками. Там, где можно справиться за 2 часа, сидит 6 часов. Из телефона не вылезает. Что делать?

Родители парня очень умные успешные люди, у них большой бизнес, с деньгами все прекрасно, детей любят. У детей лучшие учителя и все самое крутое. Подросток адекватный, на контакт идёт, родители разумные — запрос решается просто по стандартной технологии. Выяснить, что хочет ребенок от родителей, родители от ребенка и договориться какой будет обмен. Например, ребенок хочет новый самокат, а родители отличные оценки. Обмениваем оценки на самокат.

С подростком завязался диалог, нашли решения, как успевать с уроками, как научиться конструктивно общаться с родителями. Парень сообразительный, умный, но тут психолог оказался в замешательстве, почувствовав неладное. Мальчик дает понять, что он не готов внедрять перемены.

На вопрос: «А есть ли желание что-то изменить в своей жизни?» Подросток ответил: «А зачем? Меня все устраивает. У меня заботливые, хорошие родители. У меня все отлично, у меня все есть, мне в жизни ничего менять не надо, я счастливый».

Психолог объявил родителям: «У вас счастливый ребенок, я бессилен».

Давайте разберёмся, что такое счастье. Счастье — это состояние высшего полного удовлетворения. Человек — коктейль гормонов счастья: серотонина — гормона уважения и признания в обществе, окситоцина — гормона любви и привязанности, эндорфина — гормона радости и эйфории, дофамина — гормона победителей. Получая что-либо, человек чувствует себя счастливым. Бесспорно, дети — это цветы жизни. Но стоит ли заливать любимых ребятишек «коктейлем счастья»? Мы привыкли думать, что ребенок такой же, как мы, он большой человек, мы хотим самого лучшего для себя, и даем самое прекрасное своим детям. Считаем, что они заслуживают счастья гораздо раньше, чем пришли к нему мы. Родители заваливают малышей игрушками, вниманием, выполняют любые прихоти. И детям очень хорошо в зоне комфорта. Зачем напрягаться, все дают родители. Как следствие, счастье без мотивации, без цели перерастает в лень.

Всегда есть выбор, какой путь выбрать для своего дитя. Хотите вырастить счастливого человека — давайте ему все. Успешного — учите трудиться, чтобы получать признание, уважение, внимание, радость. Победы достаются непросто.

«Весь прогресс происходит вне зоны комфорта» Майкл Джон Бобак.

 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Избалованный ребенок и права детей"
01 янв. 2006 г.
Избалованные дети часто любят вспоминать свои права, но не представляют их реальное содержание.
0Подробнее →
Картинка к "Мотивация подростка"
01 окт. 2022 г.
Для подростка важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлеченно работает с материалом, точнее, над решением учебной задачи не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.
Картинка к "Подростки. Как должны выглядеть наши дети?"
29 окт. 2014 г.
Я могу сказать, как я действую как родитель.