Развивающее насилие
Не в каждый момент жизни ребенок знает, что ему надо на самом деле. Ребенок видит только Сейчас, и протестует против Надо, как против чужого Хочу: «Но я хочу жить не как надо, я хочу жить своей жизнью, а не по чужим Хочу!»
Развивающее насилие — это применение силы для продвижения и развития личности. Развитие воли и приучение к мудрому Надо.
Не в каждый момент жизни ребенок знает, что ему надо на самом деле. Ребенок видит только Сейчас, и протестует против Надо, как против чужого Хочу: «Но я хочу жить не как надо, я хочу жить своей жизнью, а не по чужим Хочу!»
Надо — это всегда чье-то Хочу
Надо — это всегда чье-то Хочу: и не обязательно твое Хочу, и это может быть совершенно нормально. Утром надо вставать — это было хочу папы, потому что он хотел подарить тебе каждый час раннего утра и приучить тебя к порядку утра — это пригодится тебе в жизни. Утром надо умыться — это было хочу мамы, потому что она видела, как свежело твое личико и веселели глазки после того, как их ополоснуть прохладной водой и протереть чистым полотенцем. Эти их «Хочу» тогда не всегда были твоей радостью, когда-то это звучало и как противное «Надо», но родители делали свою работу, поднимали и умывали тебя. Обычно за это говорят: «Спасибо!»
Мудрое Надо
Надо бывает мудрым и тупым. Мудрое Надо — это то, что я захочу Завтра. Сегодня — еще не хочется, а Завтра — захочется, но Завтра будет поздно. Поэтому надо Сегодня. Надо — это умение видеть завтра. Это то, что обеспечивает твое будущее и строит твою личность, развивает твое мышление, умение видеть перспективы.
Пришел счет за свет, надо оплатить. Если не сделать это Сегодня, Завтра за неоплаченные счета набегут пени, и тебя спросят, что ты больше хочешь: заплатить очень большую сумму или остаться без света, а то и вообще съехать с квартиры? В таком Завтра, скорее всего, ты захочешь оплатить.
Сегодня не хочется вставать, но вставать надо. Вставать против Не Хочу — это насилие, но насилие развивающее и полезное.
Грань между развивающим и подавляющим насилием
Мягкость, постепенность, без сильных протестов — и к Надо вполне реально приучить. А если ломать — результаты могут быть непредсказуемые, включая подавление личности ребенка.