Развитие самостоятельности: дочке 2 года (А. Никитина)

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Анна Никитина

Несколько историй из собственного опыта развития самостоятельности у дочки 2-х лет.

«Подражать взрослому интереснее, чем подражать малышу»

Летом с дочкой 2-х с копейками лет отдыхали у бабушки. Приехал еще один малыш - 10 месячный Серафим. Дочь стала раздражительной, плаксивой, стала во всем подражать малышу, заявлять, что она тоже маленькая. Начала делать в штаны, таскать Серафимовы соски и бутылочки с водой. Дочери не нравится, что Серафима катают в ее прогулочной коляске, несмотря на то, что сама она в коляске давно кататься перестала и вовсю гоняет на велике. Подражание Серафиму Ульяша называла «играть в малышка».

Меня такая деградация абслютно не устраивала. Вариантом решения было «активизировать работу с игрушкой».

Я стала учить ребенка подражать маме Серафима и играть, будто бы Черепунька (ее любимая игрушка) - это малышок. Подыгрывала вся семья. Дед с утра сворачивал и шел выкидывать в мусорку виртуальный памперс, виртуально снимаемый с утра с Черепуньки. Я, обшарив все шкафы и закоулки, соорудила черепашке бутылочку с водой. Купила игрушечную коляску.

В итоге - дочь успокоилась и стала ровнее эмоционально. Стала чаще играть в ролевые игры. До мелочей копировать маму Серафима. Стала ее копией, зеркалом. И стала помогать активно заботиться о Серафиме. Приностить ему игрушки, помогать его купать, веселить пока его переодевали. С упоением гулять со своей коляской и черепашкой, когда Серафима везли гулять.

Получилось, сделала хороший шаг вперед в развитии.

«Позор неумейке» - обидных два слова

Ребенку уже два с копейками, ложкой есть сама умеет, но не хочет. А зачем? Вокруг огромное количество взрослых, которые с удовольствием ее кормят, целуют, обнимают, читают сказки и стихи. Зачем что-то делать самой?

Меня опять это не устраивает. На помощь приходят дивные воспоминания о своем детстве и литературном шедевре - Я. Акима «Неумейка». Сейчас ее перевыпустили именно с теми иллюстрациями, которые были в моем детстве - художника Огородникова, который долгое время иллюстрировал журнал «Крокодил».

В итоге «за ложку схватился испуганный Вова». Уля отбирает ложку, ест сама, а после еды ставит свою тарелку в раковину и вытирает за собой стол. «Неумейку» читаем регулярно и с упоением.

Литература:

Очень рекомендую для взрослых:

1. М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому»

2. Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»

Для прочтения до, во время и после беременности.

В более старшем возрасте (хотя, на мой взгляд, он актуален всегда) - А.С. Макаренко.

Для ребенка с 1,5-2 лет (PR -компания взрослости)

- Я. Аким. «Неумейка»

- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

- А. Барто. «Веревочка»

Подробнее остановлюсь на «Веревочке» Барто. Не очевидное на первый взгляд, но тоже очень важное произведение для ребенка. Лучше если будет с множеством картинок.

Дает стратегию, как действовать в той ситуации, когда чего то не умеешь - нужно просто взять и потренироваться!!! И все обязательно получиться!!!

в начале:

«Лида, Лида, ты мала,
Зря ты прыгалку взяла

Лида прыгать не умеет -
Не доскачет до угла!»

и в конце:

«Лида, Лида, вот так Лида!
Раздаются голоса.

Посмотрите, эта Лида
Скачет целых полчаса».

Я заметила, что дочь расстраивалась, когда оказывалось, что что-нибудь не получается. И дальше отказывалась двигаться в направлении освоения того, что не выходит. Мол не получается и все.

Стих мы читали много часто, я очень часто ставила «Уля» вместо Лида. Уля его выучила и часто горланила сама себе, бегала и скакала с веревочкой с прикриванием «Я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком, доскакала до угла - я б не так еще смогла!»

Теперь, если сталкиваемя с чем то трудным, мне достаточно сказать «Уля, уля, ты мала», у ребенка глаза расширяютс, возникает интерес и азарт двигаться в сложном направлении.

Здесь еще хотела добавить, что интерес и азарт надо стараться не путать с силами и возможностями маленького ребенка, и очень аккуратно дозировать занятия. Но это уже соврешенно другая тема. и другая литература, кстати :)

Файлы:
  • Воспитание самостоятельности
  • Детство

Комментарии (2):

Гость, 04 декабря 2012 г. в 20:18
А еще Уля называла Серафима Сонечкой (А. Барто "Сонечка"), которую тронь легонечко, сразу караул, но это аналогию она сама провела.
Гость, 07 ноября 2013 г. в 01:24
Спасибо, Анна, за хорошую статью и ссылки на книги!

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
А если ребенок не хочет?
Совместные занятия — настолько важная тема, что ей мы посвящаем еще один урок. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегать. Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но все это он упорно не делает!
01 янв. 2010 г.
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день,
01 янв. 2010 г.
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
01 янв. 2010 г.
Воспитание ответственности и самостоятельности — вопросы и ответы
Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.
01 сент. 2013 г.
Все лучшее — взрослым!
«Все лучшее — детям!» — красивый лозунг и внушение, воспитывающее паразитов.