Развитие самостоятельности: дочке 2 года (А. Никитина)
Автор: Анна Никитина
Несколько историй из собственного опыта развития самостоятельности у дочки 2-х лет.
«Подражать взрослому интереснее, чем подражать малышу»
Летом с дочкой 2-х с копейками лет отдыхали у бабушки. Приехал еще один малыш - 10 месячный Серафим. Дочь стала раздражительной, плаксивой, стала во всем подражать малышу, заявлять, что она тоже маленькая. Начала делать в штаны, таскать Серафимовы соски и бутылочки с водой. Дочери не нравится, что Серафима катают в ее прогулочной коляске, несмотря на то, что сама она в коляске давно кататься перестала и вовсю гоняет на велике. Подражание Серафиму Ульяша называла «играть в малышка».
Меня такая деградация абслютно не устраивала. Вариантом решения было «активизировать работу с игрушкой».
Я стала учить ребенка подражать маме Серафима и играть, будто бы Черепунька (ее любимая игрушка) - это малышок. Подыгрывала вся семья. Дед с утра сворачивал и шел выкидывать в мусорку виртуальный памперс, виртуально снимаемый с утра с Черепуньки. Я, обшарив все шкафы и закоулки, соорудила черепашке бутылочку с водой. Купила игрушечную коляску.
В итоге - дочь успокоилась и стала ровнее эмоционально. Стала чаще играть в ролевые игры. До мелочей копировать маму Серафима. Стала ее копией, зеркалом. И стала помогать активно заботиться о Серафиме. Приностить ему игрушки, помогать его купать, веселить пока его переодевали. С упоением гулять со своей коляской и черепашкой, когда Серафима везли гулять.
Получилось, сделала хороший шаг вперед в развитии.
«Позор неумейке» - обидных два слова
Ребенку уже два с копейками, ложкой есть сама умеет, но не хочет. А зачем? Вокруг огромное количество взрослых, которые с удовольствием ее кормят, целуют, обнимают, читают сказки и стихи. Зачем что-то делать самой?
Меня опять это не устраивает. На помощь приходят дивные воспоминания о своем детстве и литературном шедевре - Я. Акима «Неумейка». Сейчас ее перевыпустили именно с теми иллюстрациями, которые были в моем детстве - художника Огородникова, который долгое время иллюстрировал журнал «Крокодил».
В итоге «за ложку схватился испуганный Вова». Уля отбирает ложку, ест сама, а после еды ставит свою тарелку в раковину и вытирает за собой стол. «Неумейку» читаем регулярно и с упоением.
Литература:
Очень рекомендую для взрослых:
1. М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому»
2. Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»
Для прочтения до, во время и после беременности.
В более старшем возрасте (хотя, на мой взгляд, он актуален всегда) - А.С. Макаренко.
Для ребенка с 1,5-2 лет (PR -компания взрослости)
- Я. Аким. «Неумейка»
- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»
- А. Барто. «Веревочка»
Подробнее остановлюсь на «Веревочке» Барто. Не очевидное на первый взгляд, но тоже очень важное произведение для ребенка. Лучше если будет с множеством картинок.
Дает стратегию, как действовать в той ситуации, когда чего то не умеешь - нужно просто взять и потренироваться!!! И все обязательно получиться!!!
в начале:
«Лида, Лида, ты мала,
Зря ты прыгалку взяла
Лида прыгать не умеет -
Не доскачет до угла!»
и в конце:
«Лида, Лида, вот так Лида!
Раздаются голоса.
Посмотрите, эта Лида
Скачет целых полчаса».
Я заметила, что дочь расстраивалась, когда оказывалось, что что-нибудь не получается. И дальше отказывалась двигаться в направлении освоения того, что не выходит. Мол не получается и все.
Стих мы читали много часто, я очень часто ставила «Уля» вместо Лида. Уля его выучила и часто горланила сама себе, бегала и скакала с веревочкой с прикриванием «Я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком, доскакала до угла - я б не так еще смогла!»
Теперь, если сталкиваемя с чем то трудным, мне достаточно сказать «Уля, уля, ты мала», у ребенка глаза расширяютс, возникает интерес и азарт двигаться в сложном направлении.
Здесь еще хотела добавить, что интерес и азарт надо стараться не путать с силами и возможностями маленького ребенка, и очень аккуратно дозировать занятия. Но это уже соврешенно другая тема. и другая литература, кстати :)