Разделяем обучение и реальные выступления
Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»
Глава 3. Невербальное воздействие на аудиторию
Когда сороконожку спросили, как она ходит, она задумалась, запуталась в своих лапках и некоторое время ходила неуклюже спотыкаясь.
Но зато когда она разобралась с тем, что лапы лучше передвигать в одном ритме, она стала ходить в 5 раз быстрее.
Если вы привыкли тараторить и вдруг начинаете говорить м-е-д-л-е-н-н-о, то велика вероятность, что ваша медленная речь будет поначалу неестественной, неконгруэнтной. И, скорее всего, вы услышите: «Что-то ты не своим голосом говоришь. С тобой все в порядке?» Поэтому полезно разделять обучение и реальные выступления.
В процессе обучения мы продолжаем «насиловать» свои привычки и говорим м-е-д-л-е-н-н-о! Мы перепрограммируем себя, свои нейроны, свою физиологию на более медленный темп речи. Пусть это выглядит пока еще неестественно, ненатурально, неконгруэнтно — мы в процессе обучения, и здесь можно экспериментировать!
Ну а если нас ждет важное выступление, то мы на некоторое время забываем про контроль скорости речи и говорим естественно, как получается.
Лучше говорить конгруэнтно, чем правильно. Слишком быстрый темп речи вам простят, а неестественность, неконгруэнтность — вряд ли.
После выступления нужно продолжать тренировки, продолжать переучивать себя, помня при этом, что этап «неестественности» — явление временное. И в скором времени мы уже сможем говорить медленно и при этом естественно.
УПРАЖНЕНИЕ: Мой уровень конгруэнтности
Спросите друзей, знакомых, с которыми у вас хорошие отношения: «Когда я выступаю, говорю, насколько это выглядит естественно, ненаигранно, натурально, конгруэнтно?»
Если в ответ услышите, что иногда ваше поведение выглядит слегка наигранным, неискренним, расспросите, за счет каких мелких деталей в поведении создается это ощущение. Что это — неестественная улыбка, пожимание плечами, бегающий взгляд, сутулость или что-то еще, о чем вы, может быть, сами и не подозреваете?
Ищите несоответствие, которое вызывает легкое неприятие и отторжение, характерные для неконгруэнтности, а затем убирайте это несоответствие из своего поведения.
Можно оценить себя и по видеозаписи, только нужно учесть, что мы обычно на порядок критичнее к самому себе и в видеозаписи будем казаться сами себе неестественными.
УПРАЖНЕНИЕ: Все свои ближайшие выступления разделите на 3 части
Важные — такие, где важно быть максимально естественным и конгруэнтным. Во время этих выступлений заботимся прежде всего о том, чтобы вести себя естественно, а не «правильно» с точки зрения ораторских навыков.
Обычные — такие, где можно добавить один-два параметра для отработки и отработка этих параметров не сильно повлияет на результат самого выступления.
Неважные — такие, где можно экспериментировать вовсю! Иногда выглядеть нелепо и неестественно. Если результат выступления не особо важен, вы можете позволить себе отнестись к нему как к полигону для обучения.
Действуя таким образом, вы сможете мягко и экологично внедрить результаты обучения на ораторских курсах в свою жизнь, сохраняя необходимый уровень конгруэнтности.
Глава 4. Словесная импровизация
Слушая выступление опытного оратора, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи. Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же легко жонглировать словами! См. →
Приобретайте эту книгу интернет-магазине