Психотерапия в консультировании
В консультировании — где психотерапия уместна, а где нет? Если клиент адекватен и пришел решать вопросы в сфере бизнеса — клиенту нужна бизнес-консультация, а не психотерапия. Тут психотерапия неуместна. Аналогично, если клиента волнуют вопросы воспитания детей, вопросы супружеских отношений, то ему нужна консультация по интересующим его вопросам, а не психотерапия. Однако в любой сфере, в том числе и в сфере бизнеса, и вопросах воспитания детей, — в любых вопросах! — мы можем столкнуться с личностными особенностями клиента, которые не решаются на уровне «здравого смысла». Это сфера, где психотерапия может быть уместна.
Как и когда от собственно консультирования переходить к психотерапии? Каков алгоритм действий? С позиций синтон-подхода мы видим это так.
1. Консультант уточняет запрос клиента, вместе с клиентом формулирует цель консультации. Используются стандартные методы:
- Если клиент формулирует только проблемы, помогаем его перевести проблемы в задачи;
- Если запросов много, вместе с клиентом выбираем тот, над которым будет работать в этот раз;
- Если клиент в позиции Жертвы, переводим его в позицию Автора;
- Конкретизируем желаемый результат данной сессии;
- Обсуждаем необходимый вклад клиента в решение ситуации. При необходимости выявляем выгодность проблемы (вторичные выгоды), в целом — обсуждаем готовность клиента работать.
Задача: сформулировать максимально четкую, согласованную с клиентом задачу консультирования (она может видоизменяться в процессе).
2. Консультирование клиента в Синтон-подходе. На этом этапе консультант предполагает, что клиент ЗДОРОВ! Он просто не имеет определенных знаний и навыков в данной области, возможно в чем-то запутался.
Здесь задача консультанта — разобравшись в ситуации, в процессе встречи дать клиенту инструменты для использования их в решении данной задачи, для решения всех подобных задач в будущем, параллельно усилив у клиента эмоционально-психологический настрой. Если инструменты предполагают как-либо длительную работу или процесс обучения — решаются эти вопросы.
В итоге, в течении одной или серии встреч, консультант дает, а клиент получает инструменты для самостоятельного решения его задачи из позиции Автора: те или иные установки и рекомендации, те или иные упражнения Дистанции, подсказки по более эффективной работе с упражнениями.
Далее консультант и клиент договариваются (при необходимости) о следующей встрече, чтобы убедиться: вопрос решен или решается должным образом. Если все хорошо, то все рады. А если не все хорошо?
3. Принятие решения о необходимости психотерапии. Если клиент старался, но упражнения не получались, от упражнений становилось только хуже, задача непонятным образом осталась не решенной — возможно, консультирование в синтон-подходе в данном случае не работает. Если возникает ситуация «Я все понимаю, все знаю, со всем согласен, хочу, но НЕ МОГУ!!!», только (ТОЛЬКО!!!!) в этот момент консультант может задуматься о наличии у клиента личностных сложностей, которую стоит решать психотерапевтическими методами.
4. Психотерапия. На этом шаге задачей консультанта является преодоление личностных сложностей, с которыми клиент не может справиться самостоятельно. Подобрав под данный запрос методику, консультант ее проводит, проверяя после каждого шага следующие пункты:
a. общее состояние клиента улучшается;
b. нерешаемая ранее задача сразу или постепенно находит свое решение. Клиент понимает, что поставленная им цель достижима, он чувствует, что у него все получится!
c. если была регрессия, то эмоциональное отношения к участникам (родителям, братьям-сестрам и пр.) улучшилось. Обязательно следить за качественным завершением каждой ситуации — спокойное, а лучше благодарное, рациональное понимание и интерпретация поведения всех участников!
5. Завершение. Хотя клиент уже доволен, хотя ему уже хорошо — этот пункт крайне важен!
Консультант возвращается к консультированию в синтон-подходе и дорабатывает запрос, снова считая клиента ЗДОРОВЫМ! Обязательно проверяется экология еще раз — общее состояние, согласие клиента с решением его задачи, позитивное (лучше улучшенное!) отношение к своему окружению (родители и пр.).
На этом этапе важно проверить или создать Желаемый образ клиента. Каким вы себя видите, вы чувствуете себя как кто? Как Успешный человек, Лидер, Хозяин собственной жизни, Спокойный и уверенный человек, Здоровый человек, Личность. Желательно обсудить или сформулировать максимум жизни хотя бы на ближайший год.