Психотерапевтический тренинг
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на укрепление эмоциональной устойчивости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.
Небольшая часть тренингов, относящихся скорее к психотерапевтической тематике, проводится в жестком, требовательном или провокативном стиле. В первую очередь это ЭСТ. Часть тренингов участники считают жесткими, поскольку там они переживают больные для себя ситуации и много плачут (Центры Взаимоотношений, расстановки по Хеллингеру). К жесткой или мягкой работе тренера это обычно не имеет никакого отношения, точнее подобные тренинги отнести к трудным переживательным тренингам. См.→
К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хеллингеру, гештальт-терапия, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия, ЭСТ, … Смотри Психотерапия
Сравнительно с психотерапевтической группой — это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности эксперименты. В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат — изменения психического состояния на более спокойное и радостное.
Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С другой стороны, естественным образом некоторые полезные навыки участниками усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.
А также видеть — разное и говорить не о другом, а — о себе рядом с человеком, который вот такой: неоднозначный, противоречивый. Оперировать «я-утверждениями» и др.
Результаты психотерапевтических тренингов достаточно фрагментарны.
У девушки не складывались отношения с шефом. На психотерапевтическом тренинге у нее произошло озарение: оказывается, общаясь с шефом, она делает перенос, и, на самом деле, решает свои проблемы с папой. Это произвело на девушку сильное эмоциональное впечатление, и теперь она следит за тем, чтобы общаться с шефом более адекватно, а не как с папой. Результат есть, но только в общении с шефом. В других случаях девушка продолжает общаться как обычно, то есть, не включая голову.
Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество
Встретилось мнение:
«Задача психотерапевтического тренинга — в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого — свой».
Это неверно. Психотерапия может вернуть человеку только то, что у него уже было, но формировать у человека отсутствующие или недоразвитые навыки в общие задачи психотерапии не входит.
Если человек не получил соответствующего образования и подготовки, на психотерапевтическом тренинге он в себе академика не откроет. На академика учиться нужно.
Самостоятельность, как и творчество — не врожденные задатки, присутствующие у каждого человека с рождения, а сложные навыки, осваиваемые ребенком под руководством взрослых в процессе освоение ребенком культуры. Психотерапия сама не делает человека самостоятельным и творческим, она только открывает человеку эту возможность.
Есть ли тренинги, способствующие развитию самостоятельности и творчества, занимающие развитием соответствующих навыков? Да, это некоторые тренинги развития личности, специализирующие на данной тематике.