ЭСТ
В отличие от многих "достигательных" тренингов личностного роста, ЭСТ направлен не на обладание и не на действие, а на способ восприятия жизни. Иначе говоря, человек, прошедший ЭСТ, не получает ничего материального, делает то же самое (хотя поведение обычно все-таки меняется), но переживает свою жизнь иначе - спокойнее, без лишних переживаний и тревог. Он не становится счастливым идиотом, он просто перестает тратить свое время на напрасное страдание. Саму проблему он либо решает, либо не решает (зависит от реальных возможностей ее решить), в любом случае она перестает для него быть мучительной. Также, по словам участников, "жизнь начинает работать", т. е. происходит сознательное видение и отказ от заведомо нерабочих моделей поведения, освобождая время для нового.
В основу тренинга положены "процессы", то есть набор упражнений. Эти упражнения были как придуманы самим Вернером, так и взяты из дзен-буддизма, дианетики, гештальт-терапии, Mind Dynamics, Sylva и прочего; Вернер использовал все техники, которые представлялись ему полезными. Однако тренинг не является винегретом из психотехник - из каждого источника было отобрано то и только то, что на самом деле работает, все остальное жестко отбрасывалось. Оставшаяся в результате выжимка преобразывалась в программу тренинга.
В России существует несколько тренеров, ведущих аналоги ЭСТ (Михаил Алешковский, Евгений Бродецкий и др.). Официальных представителей тренеров Вернера в России нет. На русский язык переведена книга Люка Рейнхарда "Трансформация", это единственный наиболее полный источник об ЭСТ-тренинге на русском языке.
Эст в разных изложениях
К. Большаков
В начале семинара инструктор объявлял слушателям, что все они — «козлы» (assholes), что их жизнь — «козлиная», а их убеждения и жизненный опыт все такие же «козлиные». Наставник объяснял собравшимся, что они — кучка презренных неудачников, у которых «жизнь не работает» в отличие от тех, кто «получил ЭТО» и у кого «жизнь работает». Далее...
Роберт Кэрролл
Эст в чем-то приближен к высшей ступени дзэн-буддизма, поэтому отчасти он жесток, груб и авторитарен. Хотя многие участники не сочли этот тренинг особенно жестоким, некоторые из них не смогли привыкнуть к его дисциплинарным требованиям. Они говорили, что самым жестоким его правилом было требование контролировать свой мочевой пузырь. Далее...