Психология и этология
Поведение животных изучает ÑтологиÑ. ПÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°ÐµÑ‚ поведение животных лишь поÑтольку, поÑкольку Ñти иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ помочь понÑÑ‚ÑŒ поведение человека. С другой Ñтороны, пÑихологу вÑегда Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд Ñтолога: Ñтолог раÑÑматривает поведение человека как поведение того же животного, проÑто в другой - Ñоциальной, культурной - Ñитуации.
Ðтологи раÑÑматривают любовь, ревноÑÑ‚ÑŒ и верноÑÑ‚ÑŒ Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾ мира, объÑÑнÑÑŽÑ‚, какие мотивы у Ñамцов и каких Ñамцов предпочитают Ñамки.
Задача Ñамца - оплодотворить как можно большее количеÑтво Ñамок. Ты - Ñамец? Задача Ñамки - оплодотворитьÑÑ Ð¾Ñ‚ Ñамого ÑтатуÑного, выÑокопримативного Ñамца. Ты - Ñамка?
УчитываÑ, что поведение многих людей не далеко ушло от Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ…, Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ выводы Ñтологов пÑихологам оказываютÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹ и интереÑны. С другой Ñтороны, еÑÑ‚ÑŒ гипотеза, что по крайней мере многие люди живут не как животные, не только как животные, и полноÑтью объÑÑнÑÑ‚ÑŒ поведение поведение человека на оÑновании иÑÑледований Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ… - неправомерно.
Когда мы говорим о лидерÑком поведении, мы различаем поведение лидера-примата и лидера цивилизованного. Лидер-примат ведет ÑÐµÐ±Ñ Ñ‚Ð°Ðº, как ведет ÑÐµÐ±Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€-примат в животном мире, подавлÑÑ Ð²Ñех оÑтальных и Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð° Ñчет окружающих. Ð’ одной берлоге два лидера-примата - не уживаютÑÑ. Цивилизованный же лидер заботитÑÑ Ð¾ деле, он готов Ñвое лидерÑтво передать другому, еÑли от Ñтого дело выиграет, он раÑположен к ÑотрудничеÑтву и воÑпитывает новых лидеров. ПонÑтно, что такое поведение не Ñводимо к поведению животных.
Как же тогда отноÑитьÑÑ Ðº попыткам опиÑать поведение человека, ÑÑылаÑÑÑŒ на закономерноÑти Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ…? Ðто про Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ нет? Ответ - вÑе завиÑит от ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñти конкретного человека. Про человека низкого ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ - Ñто правда. Развитый человек живет не как животное, а как человек. См.→