Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов

31 декабря 2012 г. в 20:00
Автор: Артур Петровский. Проблема развития личности с позиций социальной психологии

Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй — на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество. Именно второй, собственно педагогический подход позволяет построить иерархию деятельностей, которые на последовательно сменяющихся этапах онтогенеза должны выступать как ведущие для успешного решения задач обучения и воспитания. Значение такого подхода трудно переоценить. Вместе с тем существует опасность смешения обоих подходов, что в отдельных случаях может вести к подмене действительного желаемым. У нас складывается впечатление, что определенную роль здесь играют чисто терминологические недоразумения. Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное /20/ воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). Само собой разумеется, если утверждается, к примеру, что для формирования личности подростка ведущей является «общественно полезная деятельность», то это отвечает второму (собственно педагогическому) значению термина «формирование».

В так называемом формирующем психолого-педагогическом эксперименте позиции педагога и психолога совмещаются. Однако при этом не следует стирать разницу между тем, что и как следует сформировать (проектирование личности) психологу как педагогу (цели воспитания задаются, как известно, не психологией, а обществом) и что должен исследовать педагог как психолог, выясняя, что было и что стало в структуре развивающейся личности в качестве результата педагогического воздействия.

Файлы:
  • Развитие личности

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.
Развитие личности
В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
01 янв. 2013 г.
Развитие личности как авторские действия
Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно и осознанно делает сам человек. Развитие личности может быть авторскими действиями - то, что человек задумал, решил и осуществил.