Правила приличия: ритуалы социального поведения
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Правила приличия, как ритуал социального поведения, отличается от собственно ритуала меньшей строгостью поведенческой схемы. Тем не менее — знать и выполнять их необходимо, если вы хотите быть принятым в обществе.
Правила приличия — более просты, чем строгий и изысканный этикет. Человек, выполняющий правила приличия, тем не менее может быть не знаком с этикетом: он приличный, но не очень воспитанный человек. А тот, кто не выполняет правила приличия — просто неприличный человек.
Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны.
Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями.
Интересно, что приемлемость этих конкретных взаимодействий находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом.
Ритуализированное поведение — это всегда условность, это всегда сказки, значение которых определяется воспитанием и средой и которые приходится рассказывать всем, кто с этими сказками не знаком. Детям, по крайней мере, правила приличия неизвестны.
Пишет мама. Недавно идем по улице, а мой пятилетний сын во весь голос кричит: «Ой, толстый, толстый», — и показывает на прохожего. «Тише, нельзя так говорить», — останавливаю его я. «А почему?» — звучит закономерный вопрос. Действительно, до сих пор он с сестрами дома дурачился и изображал толстяка, называл толстыми их и дедушку. А тут вдруг нельзя. Сама я не ожидала, что такие вещи придется объяснять пятилетнему сыну. Он ведь раньше не говорил — я и не задумывалась, что он не говорит не потому, что соблюдает приличия, а потому что не может сказать, думала, правила поведения — это врожденное :). А тут нужно вводить слово «неприлично», пояснять, что «дядя чужой», «это обидно». Хотя Федор тут кроме смешного ничего не увидел. Но больше пока у нас вроде таких случаев не повторялось. Хотя до этого он нашу одну знакомую бабушку называл Бабой-Ягой — действительно, она удивительно похожа на оную.