Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей деятельность. И это правильно!
Однако домашние дела и обязанности никто не отменял. Как все это согласовать? В хорошей семье родители продумывают и устанавливают семейные правила. Умные правила, обучающие ребенка правила. Правила, вырабатывающие у ваших детей хорошие привычки.
Конечно, такие правила нужно продумывать. А потом добиться, чтобы ваша семья жила по вашим правилам, а не дурным привычкам детей. К сожалению, во многих семьях плохие привычки детей по сути стали правилами семьи — кривыми правилами. Например,
- Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине.
- Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа.
- Если мне нельзя дома смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.
Хочется верить, что у вас не так. В любом случае предлагаю начать формулировать правила семьи, подходящие для этого возраста. Начну с таких:
- Все вещи в школу и портфель собираются с вечера.
- Спать в 22:00, подъем в 7:00.
- Утро начинается с зарядки, душа и обливания холодной водой.
- Завтрак (приготовить, накрыть, все убрать) делают дети вместе с мамой.
- Никто отдельно не кусочничает. На завтрак, обед и ужин все собираются вместе.
- За столом просто так не болтают. Есть тема — подними руку, тему обсудим.
- После школы переодеться и одежду повесить аккуратно.
- Порядок дел дома: 1) уроки, 2) отчитаться родителям, 3) спорт, 4) хозяйственные дела по дому, 5) развивающие игры, 6) игры просто так.
Во многих семьях хорошо зарекомендовали себя чек-листы.
Комментарии (10):
Совершенно не согласна. Что означает "сильное" наказание? Ремнем по попе? Домашний арест на неделю? Я вообще против сильных наказаний. Наказание должно чему-то учить, а сильное наказание только вырабатывает или страх,или агрессию. Двойку ребенок может получить не только потому, что не знает предмета или не хочет его знать\учить, но и потому, что просто не понимает; потому что нет взаимосвязи с учителем (может элементарно бояться и "тупеть", когда его учитель спрашивает. Это из личного опыта. Хотя "советскую" школу закончила с "советской" серебряной медалью), учитель может не любить Вашего ребенка (опять же из личного опыта). Оценки в школе показатель субъективный. Например, со мной в классе учился сын нашей директрисы (и она же вела у нас алгебру и геометрию), мальчишка -золото, всё схватывал на лету, прекрасно понимал материал. Его мать ни разу не поставила ему оценки "отлично" (чтобы не подумали, что она оценку ему завышает), он знал алгебру на 6 (если кто помнит решебники Сканави, то там варианты задач делились по категориям,самой сложной была категория В, так этот мальчишка щелкал оттуда задачи, как орешки. Но от матери получал только "хорошо"). Вот так. Ребенка своего надо любить и понимать, и помогать. А не наказывать за двойки. И опять же из личного опыта, ни медаль, ни красный диплом ничуть не сделали мою жизнь счастливей.
Жить дома по чек-листу - это, что, нормально?
Для организованных людей - да. Организованный человек всегда имеет план дел на сегодня, и если следить за собой во внутреннем плане оказывается ненадежно, он страхует себя записью на чек-листе. Это просто удобно.
Но ведь не всем людям эта организованность попросту нужна. Некоторые работают совсем по-другому, они подвижны, умны, подстраиваются под ситуацию и схватывают на лету. Пытаться из такого слепить "организованного" - это просто лишить его возможности использовать сильные стороны своей личности на этапе формирования. А организованным все равно не станет, просто, когда вырастет, в ответ даже на разумные правила и требования, будет устраивать агрессивную бурю или, что еще хуже, самосаботироваться при попытке управлять собой. Загуглите дихитомию judging\perceiving
Николай Иванович, спасибо Вам!)