Ломает, разбрасывает, оставляет... Как научить ребенка бережному отношению к вещам?

02 апреля 2014 г. в 14:17

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Маленькие дети не знают, что такое «свое» и «чужое», они легко берут все чужое, что им нравится, и бросают свое, как только оно им на минутку надоело. Как приучать детей уважать чужую собственность и беречь свое? Многие родители думают, что правильное отношение к собственности можно выработать только в том случае, если эта собственность у ребенка появится, и торопятся дарить ребенку дорогие игрушки: «Это теперь — твое! Береги! Не ломай, не теряй!» Ребенок подарку радуется, но ломает и теряет все по-прежнему.

Большинство мам убеждены, что для этого достаточно ребенку сказать, что «Это — твое!», и ребенок «свое» начнет беречь. Они думаю, что «собственность» воспитывает ребенка сама по себе. Нет, это не так. Умного и взрослого ребенка «собственность» воспитывает, а вашего, возможно, развращает... Уважаемые мамы, мы знаем, что вы любите детей и вам нравится им все дарить, но от этого правильного отношения к вещам у детей не образуется. Ребенок, у которого теперь есть «своё», умнее и ответственнее от этого еще не стал. Он может теперь стать как щедрым («Берите, мне не жалко!»), так и жадным («Не дам, это мое!»), может начать относиться как очень бережно, так и неаккуратно бездумно: притащил подаренную дорогую модель самолета приятелям, там этот самолет вместе поломали в первые же пять минут.

Более взрослые дети уже знают, что такое «своё» и «чужое», но вещи свои разбрасывают и ломают. Более того, именно потому, что это вещи «их», «их собственность», они могут вас не слушать и делать со своими вещами все что им хочется. Если вещь ребенка «уже его», то ваши слова «как ты должен ею пользоваться» звучат уже легковесно: хочу прислушаюсь, хочу — нет. Вещь моя, хозяин — я! Да и если вещь поломается, то — не твоё дело, это моя вещь: я сам с этим разберусь.

Вы подарили сыну радиоуправляемую машинку и хотите показать, как обращаться с нею правильно. Ага! Все, это же уже его, он будет играть так, как хочет он, и выковыривать оттуда батарейку отверткой, как ему удобно. И не лезьте, не мешайте: раз подарили, то теперь это моё, уберите свои руки!

Вот вам и первая подсказка: не торопитесь отдавать вещи ребенку в его полную личную собственность, давайте детям вещи в пользование, четко обозначая правила. Например: «Мы с мамой купили тебе конструктор Лего, как ты просил. Маму — целуй! Слушай правила. Первое правило: главный за игру — ты. Сестру научишь, как пользоваться, но если она что поломает или потеряет — отвечает не она, а ты. Ты старший. Второе правило: детали игры живут только в коробке. Если вы пошли смотреть телевизор, а детали Лего остались раскиданы по комнате, игру забираю на несколько дней. И третье правило: правило «Стоп!» Начинаете ссориться — не кричать, не драться, а сказать «Стоп!» и прекратить все дела. Повтори правила!»

Итого: дети знают правила пользования, а родители управляют процессом. Никаких заявлений: «Это моя игра, играю как хочу!» — не будет. Не обязательно это проговаривать, но игру Лего, которую купили родители, принадлежит родителям, а не детям. Детям игра дается только в пользование и в любой момент игру можно забрать. Начали деталями кидаться, это уже не Лего, игру забираем. Приучите ребенка к тому, что все в доме определяют родители.

Господи, в наше время эти слова уже страшно сформулировать: «В доме все определяют родители, а не дети»... Однако для того, чтобы приучить детей к сотрудничеству и уважению, первым шагом должно быть именно это: уважение к слову родителей. Если этого не будет, вас просто не будут слушать. Подумайте над этим сами и почитайте статью «Все лучшее — взрослым!».

«Кто пользуется вещью» и «Кто хозяин вещи» — два вопроса разные. Пользуется — ребенок, а является хозяином — папа (или мама). Зачем так? Так вы быстрее воспитаете у детей правильное, бережное отношение к его вещам. Уважаемые родители, правильное отношение ребенка к вещам, понимание «моё» и «не моё», умение беречь и не ломать — это навык, а навык вырабатывается не в результате вашего доброго отношения к ребенку, а в результате хорошо построенного обучения. Какого? Как это делается?

Дети учатся на образцах. Если вы своим собственным примером каждый день показываете, что ботинки нужно чистить, одежду с улицы нужно не бросать на стулья, а вешать в шкаф, а на столе у вас обычно разобрано и лишних предметов не стоит (чашку уберите, да?), то постепенно это станет частью сознания ребенка: «нормальные люди живут именно так».

Дети живут по правилам. Дети всегда живут по правилам, просто не всегда это правила ваши. А нужно, чтобы они жили по вашим правилам, поэтому приучайте детей вас слушать и слушаться, и формулируйте правила умные, простые и понятные. «Каждая игра живет в своей коробочке». «Чтобы начать новую игру, нужно вначале убрать старую». «Игрушками — не дерутся». «Используй правило «Стоп!» и «Все решают старшие».

Любое новое дело нужно осваивать под присмотром и контролем. Как пользоваться «своим», ребенок еще не знает, поэтому учите этому шаг за шагом так же подробно, как учили его завязывать шнурки. «Вот так» эту игрушку брать можно, а так — нельзя. Так ею играть правильно, а так ею стучать нельзя. Играете дружно — молодцы, а начинаете ссориться — игрушку отбираю. А чтобы было легко отобрать, не нужно «дарить насовсем». Все вещи в вашем доме принадлежат вам, родителям, у ваших детей нет ничего такого, чтобы он мог вам «не дать»: не создавайте сами себе эти ненужные неприятности.

А когда у вас все получится и ваши дети научатся вещами пользоваться правильно: будут их беречь, будут ими разумно делиться — тогда вы, наконец, можете им дарить в их полную собственностью все, что угодно: телефоны, айфоны, планшеты и любые другие, в том числе по-настоящему дорогие вещи. Умным детям мудрых родителей, то есть вашим детям — уже можно все!​​

  • Порядок
  • Автор Н.И. Козлов
  • Приучение ребенка к хорошим привычкам

Комментарии (2):

Гость, 14 апреля 2014 г. в 12:53
Здравствуйте, Николай Иванович! Я в восторге от Ваших статей и подхода. Очень трезво и действенно. Это конечно моё личное мнение, но у нас сейчас, по-моему, в воспитании такой жуткий перекос в сторону любви и развития личности, что о дисциплине, ответственности и почтении к старшим уже и речи не идёт. Я убеждена, что детям нужны границы и последствия поведения - ведь реальная жизнь именно такая. Я тоже считаю, что то что в моём доме - моё, это не значит, что я этим злоупотребляю, наглею или отбираю у ребёнка компьютер когда мне захотелось - я же нормальный и воспитанный человек. Но если доходит до кризиса - временно забираю дорогие ребёнку вещи для воспитания определённых черт характера и считаю это правильным.
Гость, 10 мая 2014 г. в 14:08
Эти мысли нужно внушать и взрослым, а то думают, что мол планета Земля - МОЯ, - как хочу так "играю" ей, и ковыряю её как хочу, где хочу и сколько ХОЧУ. Николай Иванович! Как с этими быть?

Материалы по теме:

Картинка к "Авторитет родителей"
01 янв. 2013 г.
Авторитет родителей — внутренне признаваемая детьми власть и влияние родителей. 
0Подробнее →
Картинка к "Правила для ребенка"
01 янв. 2001 г.
В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.
Картинка к "Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)"
31 дек. 2017 г.
Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей деятельность. И это правильно! Однако домашние дела и обязанности никто не отменял. Как все это согласовать? В хорошей семье родители продумывают и устанавливают семейные правила.
Картинка к "Правило «Стоп!» или Волшебный способ прекращать детские ссоры"
16 мар. 2014 г.
Правило «Стоп» быстро прекращает ссоры и конфликты между детьми. Как минимум — прекращая жалобы родителям: «Меня обидели!».
Картинка к "Вещи детей — чья собственность?"
21 мар. 2014 г.
Собственность детей, их собственные вещи — те, которые они сделали сами, создали сами или купили на свои деньги.
Картинка к "Все лучшее — взрослым!"
01 сент. 2013 г.
«Все лучшее — детям!» — красивый лозунг и внушение, воспитывающее паразитов.