Период любви к порядку в жизни каждого ребенка

01 октября 2022 г. в 21:40

Автор: Елена Хилтунен «Уроки на корточках

Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори»

Почему детей никак не приучить к порядку? Почему два слова - «дети» и «беспорядок» - давно уже стали синонимами во взрослом мире? Ведь родители и учителя стараются изо всех сил!

Мария Монтессори в одной из своих книжек рассказывала такую историю.

Группа отдыхающих поехала на экскурсию в горы. Среди них оказалась семья с маленьким ребенком. С утра было холодно, и мама малыша шла в гору в теплом плаще. Малыш был у нее на руках. Чудесная природа, летний ветерок, солнечный день...

Вот прошли половину пути и решили сделать привал. А когда отдохнули, с новыми силами отправились вверх в гору. Но малыш вдруг заплакал. Мама, папа, другие участники экскурсии пытались его утешить, но он не замолкал. Взрослых раздражал плач ребенка. Они не могли понять причину недовольства малыша. Ему и леденцы, и сладкую воду давали. То один взрослый, то другой на руки брал - не помогает.

Тогда все посмотрели на Марию Монтессори и спросили: «Вы ведь педагог и психолог, скажите, что делать?» Монтессори не знала точного ответа. Но стала рассуждать примерно так. Что изменилось в окружении ребенка с тех пор, как он был спокоен? Ничего, кроме того, что его маме на привале стало жарко и она сняла плащ. «Попробуйте снова его надеть», - предложила она маме ребенка. И о чудо! - как только та надела плащ и взяла ребенка на руки, малыш успокоился и заулыбался. Все даже захлопали в ладоши, невольно поверив в магическую силу педагогики Монтессори.

На самом деле никакой особенной педагогики для разрешения этой ситуации не понадобилось. Просто надо было знать, что...

... мышление ребенка развивается через упорядочивание всего, что впитывает его сознание. В то время как взрослые мыслят, наблюдая, сравнивая, обмениваясь впечатлениями. Им порядок вещей не так важен, как детям. По крайней мере интеллектуальность взрослого человека мы не определяем степенью упорядоченности его мышления.

У ребенка внешний порядок постепенно переходит в сознание. Мысли становятся точными и ясными. Мы говорим: у этого малыша хорошо развито мышление. Никаких специальных упражнений! Просто родители обустроили его жизнь так, что каждая вещь ребенка имела свое место, а ел, спал, гулял и купался он в точно определенное время. Понятно, что трудно сохранять абсолютный порядок в доме каждую минуту. Но все же надо стараться, чтобы, когда малыш открывает утром или днем глазки после сна, все вещи в комнате лежали бы на своих местах.

Ребенок может вести себя беспокойно, если бабушка за столом села не на свое обычное место или спать его стал укладывать дедушка, а не мама. Все это - нарушение порядка. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает ребенка и порой даже замедляет его развитие.

Дети любят порядок, более того - стремятся по возможности установить его в своей жизни. Когда двухлетний малыш громко ревет и отказывается идти на прогулку с шарфом, повязанным назад, потому что мама всегда повязывает его вперед, - это не каприз. Это попытка вернуть незыблемый порядок вещей: так бывает каждый день, значит, так должно быть всегда. Когда игра семи-восьмилетних мальчишек во дворе расстраивается из-за одного, который все время нарушает правила, когда они довольно долго кричат и жестикулируют, вместо того чтобы опять играть, - это тоже попытка установить порядок заново. Когда девятилетняя девочка выпрашивает у взрослых красивые коробочки от конфет и лекарств и сортирует собранные летом на море ракушки по группам, она пытается превратить собранные сокровища в упорядоченную коллекцию.

Таких примеров можно приводить великое множество. Потому что в жизни каждого человека существует особый сенситивный период порядка, когда упорядочивание собственного бытия и мира вокруг становится самой главной его потребностью. Такой период обязательно переживает каждый человек. Но протекает он только в детстве. Далеко не всегда стремление к упорядочиванию жизни входит в плоть и кровь взрослого человека.

Этот период - подарок природы, подчеркивающий принадлежность человека к космическому мирозданию, общему мировому порядку. Но на него мало кто обращает внимание, потому что он протекает от первых месяцев после рождения до трех-четырех лет, а потом угасает, если его не поддерживать. Когда дети приходят в школу, мы начинаем этот порядок требовать с них, но чаще всего наши требования и прямые призывы, к сожалению, вызывают у детей отрицательные эмоции или вообще не воспринимаются.

Дети тихи и сосредоточенны, когда им есть что делать, например, что-то записывать, чертить, листать книжку, показывать соседу по парте фокус. Юлия Ивановна Фаусек - первая Монтессори-наставница в России - провела такой опыт: она стала читать вслух программный текст и потихоньку отмечать, когда кто из детей отвлекается от слушания - начинает вертеться на стуле, достает из кармана какую-нибудь вещицу, толкает соседа. Юлия Ивановна обнаружила, что у некоторых ребят внимание улетучивалось уже на второй минуте. Другие сидели неподвижно, повернувшись к окну, но было ясно, что они тоже потеряли нить текста и больше не слышат ее слов. На следующем уроке она сказала: «Если хотите, можете что-нибудь рисовать или чертить на листочках, а я буду вам читать вторую главу «Евгения Онегина». Потом поговорим, что вы услышали».

На листках у многих детей стали появляться орнаменты, заштрихованные фигурки и прочие изображения, не требующие при их выполнении сосредоточения. Юлия Ивановна поняла, что руками дети выполняли именно механическую работу. А головы были заняты другим. Беспокойные руки не мешали уму получать впечатления от услышанного. Поэтому когда началось обсуждение, дети включились в него моментально, и их суждения были точны и убедительны.

В том-то и дело, что, если мы хотим помочь ребенку разобраться со своими мыслями, сконцентрироваться и упорядочить свой внутренний мир, мы сначала должны привести в порядок мир внешний. Разумеется, не глобальный и не космический, а очень маленькую территорию: рабочий стол, полку с книгами, класс, да и просто портфель или пенал. Такая мелочь, а имеет значение.

Почему переход из детского сада в школу часто сопряжен с большими потерями и стрессами? Вернее всего потому, что резко меняются внешний порядок, ритм и способ жизни ребенка.

Но похожее происходит и с более старшими детьми, которых мы до поры до времени учим в строгой классно-урочной системе, а потом вдруг говорим: у нас с седьмого класса свободный выбор предметов, индивидуальные планы. По сути, мы ломаем выстроенный нами же прежде внешний порядок детской жизни, внешние ориентиры и почему-то полагаем, что за этим последует внутренний рост.

Девочке, неплохо учившейся девять лет в строгой академической школе и оказавшейся волей судьбы в школе самоопределения, пришлось все свои силенки бросить на адаптацию к новым внешним условиям жизни. Более полугода ее размышления концентрировались не на учении как таковом, а на попытках разобраться, что вокруг происходит, куда все бегут, почему кричат, как могут быть столь свободными в отношениях с учителями. Новый порядок жизни приводил ее во внутреннее смятение и притуплял сознание. Одноклассники говорили: «Ты что, дурочка? Не знаешь таких простых вещей!» Слава Богу, взрослые, которые окружали эту девочку, понимали, что именно с ней происходит, и не добивали двойками по математике или истории XX века.

А ведь все произошло из-за того, что были нарушены порядок вещей, ритм и стиль ее жизни, атмосфера и прежний уклад.

Оказывается, все это надо не просто вводить в жизнь ребенка, а выращивать в нем с самого маленького возраста, с того самого момента, когда период порядка находится в своей наивысшей точке, когда он естествен, не вызывает стресса, а как раз, наоборот, упорядочивает сознание.

Именно через целенаправленные добровольные действия, самостоятельно контролируемые, регулируемые свободной деятельностью других детей, у ребенка появляется внутреннее ощущение порядка. Он поднимается на качественно новую ступеньку, переходит от установления порядка во внешнем мире к установлению порядка внутри себя. С особой силой это проявляется на исходе детства, лет в восемь-девять, когда существенно важными для ребенка становятся усилия по самовоспитанию. Если все это заметить в свое время и поддержать, у детей появится возможность начать целенаправленно и сознательно выращивать в себе внутреннего человека. Тогда и произойдет с душой ребенка настоящее чудо. Как сказал десятилетний Юра: «Главное, что я теперь слышу свой внутренний голос».

Об умении сравнивать и распределять

Итак, главным и самым природосообразным стимулом развития ребенка является его стремление к упорядочиванию вещей. Это важно учитывать, когда мы придумываем занятие для ребенка. В любой игре можно предложить ему что-то сортировать и распределять, сравнивая. Например, не стоит заводить одного большого ящика для игрушек. Там все игрушки в любом случае будут перемешаны. Лучше распределить их по нескольким небольшим корзинкам или коробкам. Маленькие машинки сложить отдельно от больших; грузовики поставить не там, где стоят легковые. Паровозы и лодки тоже разложить в разные коробки. Будет у вашего малыша отдельная коробка с солдатиками и плетеная корзина с деревянными кубиками. Кукол и плюшевых зверей тоже лучше разъединить. Каждый раз после игры валяющиеся в беспорядке на ковре игрушки придется раскладывать по своим коробкам и корзинкам. Надо сказать, что это занятие гораздо более осмысленное, чем просто убирать игрушки в один ящик, да и сама уборка превращается для ребенка в интересную и важную работу.

А еще можно поставить небольшую низкую полку, с которой ваш малыш будет брать не игрушки, а специальные материалы для занятий. По мере того как он растет, материалы будут меняться. Но какие бы предметы там ни лежали, надо стремиться, чтобы малыш, занимаясь с ними, постоянно что-то сравнивал и распределял.

Полезные упражнения

Раскладывание столовых приборов

(для детей с 3 лет)

Материал. Поднос, на котором стоит деревянная или пластмассовая коробка для раскладывания столовых приборов. В коробке четыре отделения: для столовых ложек, для вилок, для чайных ложек и для ножей.

Цели. Прямая: рассортировать столовые приборы и уложить их в соответствующие ячейки коробки. Косвенная: ребенок учится сравнивать, сопоставлять форму предметов, приобщается к домашней работе. Он концентрирует внимание на своей работе, упорядочивает сознание, развивая тем самым мышление.

Презентация. Мама ставит на стол перед ребенком поднос с вымытыми столовыми приборами и коробку для их сортировки. Она кладет в каждую ячейку по одному прибору, чтобы обозначить место других таких же приборов. Ребенок продолжает работу самостоятельно.

Слова в трех коробочках

(для детей от 3 лет)

Материал. Деревянная или картонная коробка, в которой лежат еще три маленьких: красная, зеленая и желтая. В каждой по 5 отделений. В красной коробке «живут» маленькие деревянные животные. У каждого свой «домик». В зеленой коробочке хранятся деревянные яблочки, груши, лимончики - плоды. В желтой лежат предметы, относящиеся к жизни человека.

Цели. Прямая: узнать, как называются все игрушки, сравнить их и распределить по соответственным коробочкам. Косвенная: развитие мышления, концентрации внимания, умения сравнивать и анализировать, речи, пополнение словарного запаса, первая попытка упорядочивания слов языка.

Презентация. Взрослый и ребенок ставят коробку на детский столик и открывают ее.

Часть первая. Ребенок выбирает одну из коробочек, например красную, и ставит ее перед собой.

«Это животные», - говорит взрослый. Он начинает вынимать фигурки животных из коробочки и предлагает ребенку называть их. Если малыш затрудняется, фигурка откладывается вправо. Затем взрослый проводит короткий трехступенчатый урок по названиям животных.

На столе оставляются три фигурки животных: две знакомых ребенку и одна незнакомая, например, собака, кошка и индюк.

Первая ступень урока. Взрослый говорит: «Это - собака, это - кошка, а это - индюк».

Вторая ступень урока. Взрослый: «Дай мне собаку! Дай мне кошку! Дай мне индюка!» Ребенок выполняет действие.

Третья ступень урока. Взрослый, указывая на индюка: «Это кто?» Ребенок: «Это индюк!» Взрослый, указывая на собаку: «А это кто?» Ребенок: «Это собака!» Взрослый, указывая на кошку: «А это кто?» Ребенок: «Это кошка!»

Трехступенчатый урок закончен. Теперь малыш знает, что в красной коробочке, кроме знакомых ему животных, лежит и еще одна фигурка - индюк.

Часть вторая. «Сортировка слов». Взрослый и ребенок вынимают фигурки из всех коробочек и в беспорядке складывают их на большую крышку.

Взрослый кладет в каждую из цветных коробочек по одной игрушке и говорит: «В красной коробке «живут» звери. В зеленой коробке «живут» растения. А в желтой коробке «живут» предметы из жизни человека. Мы будем раскладывать все фигурки по их коробкам».

Через несколько минут ребенок будет работать самостоятельно. Это очень важная работа. Ведь малыш впервые обнаружит, что названия предметов в языке можно распределить по группам. Язык поддается упорядочиванию.

Файлы:
  • Педагогика

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Мария Монтессори
Мария Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, верующая христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц ученого звания доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме.Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
01 янв. 2010 г.
Педагогика Монтессори
Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах.
01 окт. 2022 г.
Виды, формы и методы обучения
Как передача опыта, обучение может происходить как в стихийной, так и специально организованной форме, быть разовым или длительным, обязательным или по желанию