Опросник «Позиции восприятия»

01 января 2006 г. в 19:51

Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев

Источник propos.ru

Описывается разработка Научного Центра Международной Ассоциации Профессионалов Развития Личности.

Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

Нулевая позиция

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

Первая позиция

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

Вторая позиция

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера.

Третья позиция

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

Четвертая позиция

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Методы

Для того, чтобы выявить преобладающие позиции в реакциях респондента, нами был составлен оппросник, каждый из вопросов предполагал ответы "Не согласен полностью", "Не согласен в основном", Скорее не согласен, чем согласен", Скорее согласен, чем не согласен", Согласен в основном", Согласен полностью".

Опросник был предъявлен через интернет 530 респондентам в возрасте от 12 до 65 лет, 351 женщина и 179 мужчин. Одновременно им предъявлялись вопросы шкал «Социальная эмпатия» (Меграбян-Эпштейн), «Авторитарность» (из опросника Лири), «Эгоизм» (из опросника Лири), «Подчиняемость» (из опросника Лири), «Зависимость» (из опросника Лири), «Эмоциональность» (опросник Шмишека).

После исключения невалидных вопросов и вопросов с чрезмерной интеркорреляцией или корреляцией с посторонними шкалами, был составлен опросник из 64 вопросов с коэффициентами интеркорреляции <0.5, каждый из вопросов которого мог давать в соответствии с вышеприведенным списком ответов от –3 до +3 баллов к одной или к более, чем одной шкалам.

В процессе валидизации теста было обнаружено расщепление распределений по шкалам I и II позиций. Анализ показал, что вопросы, влияющие на расщепление, делятся на две категории: в первую входят собственно I и II позиции как умения, навыки и способности, а во вторую – неконтролируемая подверженность влиянию собственных желаний и воздействию партнера соответственно.

Эти дополнительные шкалы были названы п1 и п2.

Пассивная первая позиция

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

Пассивная вторая позиция

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

Таблица 1. Влияние ответов на окончательный набор шкал при подсчете результата.

 

 

Все коэффициенты корреляции между столбцами баллов <0,2 по абсолютному значению.

Результаты и их обработка

На этот опросник были указанным способом получены ответы 1456 респондентов в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

Ответам "Не согласен полностью", "Не согласен в основном", Скорее не согласен, чем согласен", Скорее согласен, чем не согласен", Согласен в основном", Согласен полностью" присваивались значения -3, -2, -1, 1, 2, 3 соответственно. Для каждой шкалы эти значения умножались на соответствующий шкале коэффициент влияния и суммировались.

«Сырые» результаты были разделены по процентилям, кратным 10, по которым и были стенированы в интервале 0..9 без учета половозрастных особенностей выборки.

Таблица 2. Таблица стенирования.

 

 

Если сырой балл лежит в интервале между текущей строкой и следующей, то стенированное значение равно номеру текущей строки.

Таблица 3. Коэффициенты корреляции между шкалами опросника.

 

 

Отдельно для групп, соответствующих средней по нижней и по верхней половинам каждый шкалы были вычислены средние значения остальных шкал, что позволило визуально оценить корреляцию шкал между собой и оценить характерные особенности каждой группы.

Таблица 4. Средние значения шкал для низких и высоких показателей по каждой шкале.

 

 

Таблица 5. Диаграммы, характерные для высоких и низких значений по каждой шкале.

 

 

Как и следует из корреляций, шкалы верхней триады несколько связаны между собой, как и шкалы «нижней» триады, исключая шкалу п1. Это позволяет предположить возможность использования опросника для определения активности жизненной позиции.

Применение

Опросник «Позиции восприятия» позволяет оценить типичное восприятие респондентом коммуникативной ситуации по шести позициям восприятия, четырем стандартным и двум дополнительным, являясь удобным диагностическим исследовательским инструментом в области психологии личности и психологии общения.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее →
Картинка к "Психологическое тестирование"
01 апр. 2013 г.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Картинка к "Тренинги развития личности"
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности (ТРЛ) - разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.