Негативные аспекты «позитивных действий» (ВВП)

01 января 2010 г. в 07:13

Книга «Введение в психологию»

Авторы: Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема

Под общей редакцией В.П. Зинченко

15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

 

Статья из главы 18. Социальные взаимодействия и влияния

Обычно считается, что награда должна соответствовать заслугам. Что же происходит, когда человек вознаграждается не за свои достижения, а за то, что он просто кем-то является или принадлежит к определенной группе? Многие люди, возможно включая и вас, читатель, отреагируют отрицательно.

В этом и состоит суть дилеммы «позитивных действий». Хотя они задуманы, чтобы защитить от дискриминации женщин и представителей этнических меньшинств, «позитивные действия» все чаще рассматриваются лишь как привилегии при приеме на работу и незаслуженно хорошее обращение (Kravitz & Platania, 1993). Конечно, это может не отражать действительного положения дел, но именно описанное восприятие «позитивных действий» проблематично. Оно приводит к множеству вредных последствий.

Во-первых, «позитивные действия» могут дискредитировать получающее льготы лицо, заставляя усомниться в его компетентности. Если вы полагаете, что кто-то имеет незаслуженные льготы, то, скорее всего, будете склонны «обесценивать» квалификацию этого человека. Фактически вы, вероятно, станете считать, что этого человека не приняли бы на работу без помощи программы позитивных действий.

Проведено лабораторное исследование связи «позитивных действий» с мнением о некомпетентности (Garcia, Erskine, Hawn & Casmay, 1981; Heilman, Block & Lucas, 1992). Испытуемые рассматривали личные дела служащих и затем оценивали сотрудников в подразделениях. Обнаружилось, что люди делали выводы о некомпетентности человека, если он женщина или представитель национального меньшинства, независимо от того, были ли респонденты мужчинами или женщинами, студентами или рабочими (Heilman, Block & Stathatos, 1997).

Второе отрицательное последствие «позитивных действий» касается людей, на которых льготы не распространяются. Иногда создается впечатление, что женщины и представители меньшинств получают преимущества при приеме на работу. И тогда люди, традиционно занимающие подобные должности, чувствуют себя несправедливо обойденными, ведь, по их мнению, они больше заслуживают этих рабочих мест (Nacoste, 1987). Предполагается, что именно это стало причиной «обратной реакции» на «позитивные действия».

Уже описаны действительно неприятные побочные результаты в форме недовольства несправедливым пренебрежением при приеме на работу. В одном исследовании участники-мужчины соревновались за должность с женщиной, которая впоследствии и заняла ее, причем пол сыграл важную роль при назначении (Heilman, McCullough Sz Gilbert, 1996). Те из мужчин, кто считал себя более (или, по крайней мере, в равной степени) квалифицированными, посчитали этот выбор не столь обоснованным и чувствовали себя менее удовлетворенными, чем те, кому было сказано, что женщина имеет значительный опыт и потому больше заслуживала должности.

Третье негативное последствие «позитивных действий» касается их возможного воздействия на лицо, пользующееся льготой. Если человек осознает, что он был выбран на основании непрофессионального критерия, это может отрицательно сказаться на его самооценке. То есть «позитивные действия» иногда могут и навредить тем, кому должны были бы помочь.

В ряде лабораторных исследований, где участники были выбраны на роль руководителя как на основании их заслуг, так и в зависимости от пола, подтвердилось предположение, что привилегированный отбор может спровоцировать негативную самооценку. В дальнейших исследованиях оказалось, что женщины (но не мужчины), выбранные из числа кандидатов, оценивали результаты своего собеседования более негативно, считали себя менее способными к руководящей работе и старались переложить на других свои обязанности и уклониться от принятия ответственных решений (Heilman, 1994).

Учитывая эти последствия, кажется, что «позитивные действия» в их современной форме могут фактически противоречить своим собственным целям. Клеймо, связанное с «позитивными действиями», скорее поддерживает, а не опровергает стереотипное мышление и предрассудки. Отсутствие у человека возможности получить удовлетворение и гордиться тем, что он чего-то достиг собственными усилиями, может уменьшать его самоэффективность и поддерживать чувство собственной неполноценности. Если человек чувствует, что его несправедливо лишили возможности устроиться на работу, так как он не вписывается в нужную демографическую нишу, то это может вызвать у него фрустрацию, что, в свою очередь, может ухудшить взаимоотношения работников и способствовать враждебности в отношениях между группами. Таким образом, как это ни парадоксально, несмотря на то что «позитивные действия» способствуют расширению возможностей занятости для женщин и представителей национальных меньшинств, они могут подпитывать условия, вызвавшие проблемы, для решения которых «позитивные действия» изначально и были предназначены.

Преимущества позитивных действий

Для того, чтобы оценить эффект «позитивных действий», нужно во-первых, знать, что является позитивными действиями, а что – нет. В соответствии с трактовкой Американской психологической ассоциации позитивные действия имеют место, когда какая-либо организация прилагает большие усилия для того, чтобы удостовериться в отсутствии дискриминации в системе трудоустройства и образования и что, напротив, каждый имеет равные возможности. См.→

  • ВВП. Глава 18
  • Позитив в человеческой жизни

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Позитив в человеческой жизни
Что дает человеку позитив? Есть ли в нем минусы? Как развивать в себе позитив? Какие позитивные фильмы можно показывать нашим детям?
01 янв. 2010 г.
ВПП. Глава 18. Социальные взаимодействия и влияния
В этой главе мы рассмотрим, как люди взаимодействуют и влияют друг на друга. Для большинства людей термин «социальное влияние» означает направленную и преднамеренную попытку изменить наши убеждения, установки и поведение. Родители пытаются заставить своих детей есть шпинат; телевизионная реклама — заставить нас купить продукт или проголосовать за кандидата; религиозная секта — убедить человека бросить школу, работу и семью и служить «высшим» интересам.
01 окт. 2022 г.
Введение в психологию (ВВП)
Главы из книги «Введение в психологию».