Преимущества позитивных действий (ВВП)

01 января 2010 г. в 07:15

Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема.
Статья из главы 18. Социальные взаимодействия и влияния. Автор Фэй Дж. Кросби, Калифорнийский университет, Санта-Крус

Для того чтобы оценить эффект «позитивных действий», нужно, во-первых, знать, что является позитивными действиями, а что — нет. В соответствии с трактовкой Американской психологической ассоциации позитивные действия имеют место, когда какая- либо организация прилагает большие усилия для того, чтобы удостовериться в отсутствии дискриминации в системе трудоустройства и образования и что, напротив, каждый имеет равные возможности (АРА, 1995). «Позитивные действия» выходят за пределы той политики, при которой в принципе соблюдают условия справедливости, но предпочитают, чтобы проблема разрешилась сама собой, без принятия каких- либо активных мер. Для «позитивных действий» необходимы средства и постоянная бдительность. Они не требуют и не вводят квот, принесения в жертву стандартов ради разнообразия и не заменяют собой заслуженные льготы (Turner & Pratkanis, 1994).

В области занятости закон о позитивных действиях стал всерьез применяться в США в 1965 году (Holloway, 1989). Сегодня он соблюдается во всех правительственных учреждениях и в большинстве организаций, которые работают на федеральное правительство. Благодаря программе позитивных действий принимается на работу каждый четвертый американец (Crosby & Cordova, 1996)!

Как работает эта система? Подумайте о ваших преподавателях как о служащих данного учебного заведения. Представьте, что 10% ваших преподавателей социальных наук — женщины (использование — 10%). Доступность этой работы для женщин рассчитывается прежде всего из доли женщин, имеющих степень доктора философии в области социальных наук. Если 30%' докторов философии в социальных науках — женщины, в то время как преподавателей — только 10%, то что-то неправильно! Обнаруженные проблемы должны быть решены. Корректирующие меры могут включить гибкие цели (но не твердо установленные квоты) и реалистические графики работы.

Каков эффект «позитивных действий» в области занятости? Экономисты установили, что белые женщины и представители национальных меньшинств, которые получили работу в рамках программы позитивных действий, находятся в более выгодном положении с точки зрения найма, сохранения рабочего места, оплаты и продвижения по службе (Kravitz et al., 1997). Чувствуют ли себя белые женщины и люди из национальных меньшинств получившими в результате «позитивных действий» какой-то ярлык, свидетельствующий об их неполноценности? Как правило, нет. Чувствуют ли белые мужчины недовольство или страх? Некоторые чувствуют, особенно если они расисты или женофобы или если они отождествляют «позитивные действия» с квотами (Golden, Hinkle & Crosby, 1998); но фактически большинство ничего подобного не ощущают. На самом деле три четверти американцев одобряют «позитивные действия» (Tomasson, Crosby & Herzberger, 1996).

Многие белые мужчины, включая глав некоторых крупных корпораций, поддерживают «позитивные действия», придерживаясь реалистичной точки зрения на экономику. Когда создаются условия для приема на работу белых женщин и представителей этнических меньшинств, то при этом появляются и новые возможности проявить себя талантливым белым мужчинам, которые до того не имели никаких преимуществ. Фирмы, участвующие в программе позитивных действий, по-видимому, более рентабельны, чем другие организации (Reskin, 1998). Подобно эффективным пожарным командам, где человек маленького роста может пролезть в узкий проход, в то время как крупные люди управляют громоздким оборудованием, профессиональные команды с разнородным составом, по-видимому, имеют конкурентные преимущества (Leonard, 1986).

В области образования «позитивные действия» также подразумевают такие шаги, как контроль и корректировка. Если при осуществлении контрольных мер обнаруживается, например, что латиноамериканцы составляют меньшую часть от всего числа студентов, чем ожидается исходя из общего количества выпускников средних школ, предпринимаются определенные шаги, корректирующие ситуацию (например, программы помощи нуждающимся в ней). «Позитивные действия» в области образования не должны повлечь за собой снижения принятых стандартов; при этом при помощи тщательного, а порой болезненного исследования должен быть найден ответ на следующие вопросы:

1) какие качества мы ценим в человеке;

2) как мы можем безошибочно оценить их;

3) на какие группы мы можем разделить людей.

Слабым местом программы является то, что в результате ее применения белые и цветные студенты чувствуют себя разобщенными. Никому не понравится услышать, что своим продвижением он обязан скорее неоправданным льготам, включая квоты, чем собственным заслугам (Heilman, 1994). К счастью, большинство людей, на которых направлены подобные меры, не путают «позитивные действия» с квотами (Truax, Wood, Wright, Cordova & Crosby, 1998), особенно если чувствуют себя защищенными в своей этнической индивидуальности (Schermund, Sellers, Mueller & Crosby, 1998).

Негативные аспекты «позитивных действий»

Обычно считается, что награда должна соответствовать заслугам. Что же происходит, когда человек вознаграждается не за свои достижения, а з то, что он просто кем-то является или принадлежит к определенной группе? Многие люди, возможно включая и вас, читатель, отреагируют отрицательно. См.→

  • ВВП. Глава 18
  • Позитив в человеческой жизни

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Позитив в человеческой жизни"
01 окт. 2022 г.
Что дает человеку позитив? Есть ли в нем минусы? Как развивать в себе позитив? Какие позитивные фильмы можно показывать нашим детям?
0Подробнее →
Картинка к "ВПП. Глава 18. Социальные взаимодействия и влияния"
01 янв. 2010 г.
В этой главе мы рассмотрим, как люди взаимодействуют и влияют друг на друга. Для большинства людей термин «социальное влияние» означает направленную и преднамеренную попытку изменить наши убеждения, установки и поведение. Родители пытаются заставить своих детей есть шпинат; телевизионная реклама — заставить нас купить продукт или проголосовать за кандидата; религиозная секта — убедить человека бросить школу, работу и семью и служить «высшим» интересам.
Картинка к "Введение в психологию (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​​Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.