Мысли, которые я еще думаю
Я прославился потому, что думал раз в десять чаще, чем остальные. Хотя бы раз в месяц.
Бернард Шоу
Только не спрашивайте у меня научного определения, что такое "думать". Я знаю, что это не совсем то же, что "мыслить": мыслят, то есть результативно перерабатывают информацию, в той или иной мере, все и всегда, включая ворон. Также я знаю, что это чем-то близко к "пробуждению", когда человек как будто просыпается и начинает видеть, что он делает и зачем. Однако, похоже, "видеть" еще не значит "думать": можно просто пробужденно созерцать свою жизнь, не включая ее обдумывание.
Если позволите, в качестве рабочей даже не гипотезы, а скорее картинки, свое сегодняшнее понимание, что же такое "начать думать", я обрисую так. В обычной жизни, в привычной обстановке, когда у тебя (возможно, в голове) информация переваривается и выдается автоматически, думать не нужно. Можно просто жить, потому что все, что нужно, происходит. И даже если не происходит, можно не думать по-прежнему, а вместо этого поругать себя или других: за то, что "не происходит".
Просто ужас какой-то!
Ни о чем не думая, человек, тем не менее, всегда знает, что "он прав", и какая бы новая информация не приходила, она вкладывается у него в уже имеющиеся ячейки и понимается как уже привычная, известная, старая.
Почему сахар в воде растворяется? Ну, это химическая реакция. Почему гром гремит? Ну, это Илья Пророк на колеснице едет. Все понятно.
Но, одновременно, тогда становится понятно, почему Ошо всегда твердит, что мышление убивает мир, делает его пыльным, серым и старым. Потому что все — известно, все — понятно. Что думать-то?
Однако у некоторых особей в силу совершенно непонятных причин вдруг вместо этого автоматического процесса "все понятно" включается процесс тотального вопрошания, тотальной самокритики и тотальной рефлексии, когда человек, глядя на окружающую действительность, начинает себя спрашивать: "А прав ли я? А понимаю ли происходящее? А почему я так думаю?", а также "Где я? Кто я? А ты — кто?" И начинает — с интересом, с любопытством, с азартом и старанием — начинает думать.
Вот если монета десять раз подряд выпадет орлом, какова тогда вероятность, что на одиннадцатый раз выпадет — решка? По науке вашей —такая же, и все с этим согласны, а я-то знаю, что нет, орел упасть не должен! Я с наукой спорю, потому что я задумался и даже проверял!
Что включает это "вдруг", что запускает голову, которая начинает думать?
Препятствие? Ну, бывает. А бывает, что и не запускает...
А, может быть, не "что" запускает, а — "кто"? И кто же тогда этот — кто? Несколько наблюдений...
Первое: чтобы чаще пробуждаться и начинать думать, надо любить пробуждаться и думать. Очень этому также способствует, если ты умеешь это делать, — умеешь думать творчески.
Второе: у тех, кто думает, другое выражение лица. Про не думающих, вы знаете, говорят: "У него лицо не обезображено интеллектом", но это с другой стороны говорит о том, что по выражению лица внимательный собеседник всегда скажет: человек перед ним думает или нет. Внимание, подчеркну: я все больше и больше прихожу к убеждению, что вдумчивое выражение лица не столько отражает внутренний процесс думания, сколько его запускает. Тот, кто выучил такое лица и привык его держать - становится человеком думающим. А кто привык жить с лицом бестолковым или просто вовлеченным в разные интересные эмоции, может быть интересным человеком, но думающим не будет.
Да, взгляд, что думание запускается специфическим выражением лица, - это не больше чем моя гипотеза. При этом, согласитесь, это интересная и продуктивная гипотеза. Вот как бы это можно было проверить? Подумаем, господа?
Те, у кого сейчас правильное выражение лица, можете начинать думать: действительно ли думание запускается, как ключом, именно выражением лица?