Мотив в психологической науке
- лат. movere - приводить в движение, толкать.
1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предметно-направленная активность определенной силы;
3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения субъекта:
- побудительная и направляющая функции мотива (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина),
- детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ),
- иерархия мотива (психоанализ, гуманистическая психология и др.),
- целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотива.
Развитие мотивов
Чем в большее число дел включен человек, тем больше у него возникает мотивов и интересов.
У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.