Методика построения тренингов Синтон-программы
В основе Синтон-программы лежит личностно-деятельный подход, используются элементы когнитивно-бихевиорального и гуманистического подхода. Синтон-программа содержит современные разработки отечественных психологов в области активных форм обучения, психотехники и психогимнастики.
Основной тон занятий в Синтоне — свободная, позитивная и конструктивная атмосфера, уважение к личности, поощрение дискуссий и самостоятельности мышления. Пустой треп, негативизм и позиция жертвы - в Синтоне не приветствуются.
Синтон-программа - не только психологическая, но и педагогическая, просветительская программа. В связи с этим Синтон-программа строится на основе традиционных, базовых принципах классической традиции отечественной и мировой педагогики, используя при этом как современный опыт, так и собственный, исключительно богатый арсенал методических наработок. Двадцатипятилетний опыт поисков сделал Синтон лидером в области методики построения личностных тренингов.
Каждый цикл Синтон-программы на методическом уровне представляет собой, исходя из цели и задач, сочетание тематических лекций, психотехнических упражнений, анализа конкретных жизненных ситуаций, групповых дискуссий, ролевых и сюжетных игр, элементов аутотренинга и т. д. Большинство психологических игр и упражнений в Синтон-программе являются оригинальными либо адаптированными под стиль и содержание учебного процесса. Каждое занятие Синтон-программы имеет сценарий, который включает инструкцию к проведению игр и упражнений, алгоритм обсуждения и комментарии — рекомендации для ведущего.
Методически, тренинги по Синтон-программе строятся по нескольким основным линиям, а именно:
- Линия содержания,
- Линия динамик и модальностей,
- Физическая линия занятия,
- Пространственная линия занятия,
- Линия подведения итогов.
В дидактическом построении тренинговых занятий Синтон-программа исходит из базовых принципов классической традиции отечественной и мировой педагогики. Большинство тренингов в Синтоне построены по следующей последовательной схеме:
- Постановка проблемы: как правило, не теоретическая, а через живое личностное озадачивание.
- Розыгрыш и проживание ситуации: увеличивает количество вопросов, но дает материал и для некоторых ответов.
- Осмысление и анализ происшедшего: задача уйти от теоретизирования «вообще» и сориентировать на реальные практические выводы или задачи
- Постановка учебных задач: цель «что мы хотим добиться», план действий
- Отработка нужных умений в играх, дискуссиях и упражнениях: на основных занятиях с ведущим и дополнительных «домашних» встречах под руководством специально подготовленных помощников - кураторов
- Пристройка к будущему: где и как буду использовать?
- Ориентировка на закрепление в жизни: система домашних заданий с дополнительными упражнениями