Метафоры жизни: разнообразие картин
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Какие люди — такие и метафоры. Какие метафоры — такая и жизнь. Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите «Нет, это не мое!», постепенно вы начинаете понимать, а что же — ваше.
- Наверное, мне в детстве очень повезло. Насколько я себя помню, все мое детство прошло под знаком такой, очень позитивной картинки: я стою на холме, под солнцем, все ярко, рядом цветы, и мне сверху видно и открыто все. Эта картинка мне сообщала, что в мире от меня тайн нет. Я знал, что принципиально мне открыто все. Если нужно что-то в мире узнать, то все, что необходимо, это спуститься с холма вниз и повнимательнее нужное рассмотреть.
- Когда я посмотрел на дела недели, я понял, что я иду в темном подземелье, сверху то слева, то справа постоянно падают тяжелые бетонные надолбы, моя задача пройти между всем этим, чтобы окончательно не раздавило. Если я уворачиваюсь и делаю следующий шаг — я молодец. Силы пока есть, но просвета впереди пока не видно…
- А у меня жизнь сейчас — послеобеденная дремота. Человек засыпает, но понимает, что засыпать нельзя. Вот так и дремлет…
- Я иду по лесу, вокруг светлые полянки, но подальше стоят темные ели, и сходить с тропинки я боюсь: я не знаю, что таится там, в глубине леса…
- Я матерый волк, возглавляющий стаю волков. У меня есть моя территория, огороженная красными флажками. За флажками много всего вкусного, но за флажки прыгать страшно…
- Я вижу ручей в горах. Сейчас ручей собирается перед запрудой, которая перегородила ему путь. Ручей набирает силы, чтобы скоро плотину прорвать и вырваться на простор.
- Моя жизнь — это приключения в джунглях на Амазонке. Все цветуще и красиво, но откуда полетят отравленные стрелы, я не знаю…
- У меня быстрый, энергичный подъем на гору, но при этом внутренний страх: я знаю, на меня всегда может сверху обрушиться какая-нибудь лавина либо я сорвусь в какую-нибудь пропасть.
- Через пространство к своей цели все выше и выше летит стрела.
- Горы, серпантин, слева скала, справа пропасть. Вверх прет, как бык, супермощный грузовик, тащит тяжелый груз. Вроде бы все время грузовик прет вверх, но спустя круг я вдруг вижу, что грузовик где был, там и остался…
- Когда я думаю о своей жизни, мне представляется огромный водопад, перед которым я стою и могу сквозь него пройти, раздвигая его руками. Я как будто расширяю пространство, и мне открывается впереди красивый пейзаж.
- Хм… А я в лодке посередине океана, океан иногда штормит. А я сижу и, когда лодку заливает, вычерпываю воду…
- Я — пчела. Главная цель пчелы — собрать нектар, чтобы приготовить мед. Но в процессе сбора нектара пчела реализует куда более важную побочную цель. Под прямым углом к направлению полета пчелы с ее крыльев распыляется пыльца. Разыскивая нектар, пчела участвует в перекрестном опылении растений. Это перекрестное опыление служит даже более важным итогом ее деятельности, чем мед, поскольку является залогом жизни прекрасного и дающего жизнь многим другим живым существам сада.
- Я — мощный электромотор, пропахивающий целину, двигающийся к горизонту и оставляющий после себя хорошо пропаханое поле — плодородную почву для будущих всходов. Яркое солнце (я бы даже сказала палящий зной), вокруг никого, но мне все нипочем, ведь я все могу)) и вот я на полной мощи прорываюсь в направлении горизонта, смело клинком врезаясь в твердую землю и оставляя после себя широние борозды вспаханной земли.
Долгое время я очень гордилась этой метафорой. Мне нравилась мощь и движение, которые в ней присутствовали, смелость идти в новые области, созидание почвы для роста, нравилось чувствовать, что «я все могу» и освоение новых земель давало энергию.
Эта метафора действительно отражала мою жизнь. Победы на олимпиадах, смелые проекты в новых для меня областях в науке и бизнесе, работа заграницей, освоение нескольких профессий, трое детей, марафонский бег..
И все вроде бы хорошо, только наступил момент, когда от жизни в этой метафоре я очень сильно устала, мотор забарахлил. Мотор летит к бесконечному горизонту, не оглядываясь назад на вспаханную землю. Где-то на этой вспаханной земле растут цветы, а где-то она начинает подсыхать на ярком палящем солнце и начинают на ней этой земле расти сорняки. Да и пустынно как-то, несмотря на большую семью. Для этого ли была проделана такая огромная работа? Разумно ли я расходую свою энергию?
И вот примерно год назад электромотор остановился, и задумался над тем как он движется, куда, с кем и что после себя оставляет, кроме собственных медалей за вскопанные гектары.
Пришло время метафору перерисовать для следующего этапа жизни. - Теперь — я художник, пишущий картину своей жизни. И я вижу все то же поле. Только вспахиваю я это поле в направлении естественного хода жизни, слева направо. Я не мчусь на всех парах вперед, а с любовью прорисовываю участок, чтобы он выглядел гармонично. Иногда я прорабатываю несколько участков одновременно. Я засеваю поле цветами, травами, сажаю деревья. Я думаю о том, кто помогает мне заботится об этих цветах и добавляю на картину людей. Мне радостно быть с ними — поддерживать, обучать и просто быть. Моя картина живая, я могу стать и тем, кто поле пропахивает, и тем, кто ухаживает за цветами, и даже самим цветком. В этом свобода выбора — я не только ломовая лошадь. И в то же время вижу всю картину целиком. Впереди перспектива — это горы, которые я так люблю, которые всегда вдохновняют.
Художник может творить быстро, а может остановиться и прорисовать детали, если нужно. Он может позвать своего друга художника, учителя или учеников, чтобы те посмотрели на картину и дали добрый совет, что еще можно добавить, как написать тот или иной элемент. В картине больше красок, света и радости от жизни и от творения жизни. Несмотря на долгие часы у мольберта, художник творит легко, с радостью, любуясь картиной сам, с намерением, чтобы эта картина радовала и вдохновляла многих людей. Он также думает о том, как научить других создавать прекрасные и уникальные картины их жизни.
Я оставила в этой метафоре то, что было важно для меня: стремление создать ценность, энергию, смелость и силу. Добавила созидания, заботы, творчества, легкости и красоты — то, чего в жизни сейчас не хватает.»
Самые яркие образы, которые запомнились:
1. Как было?
Лошадь, которая тащит тяжелую повозку, в грязи и пыли по колено. Тащить еще долго, но больше некому, и она пока еще сильная и справится.
Как стало?
Пилот белоснежного большого самолета, который везет детей в Испанию на отдых. Жена — борт-механик. По прилету будут и новые рейсы. Пока же можно будет отдохнуть.
(Потом все это преобразовалось в строительство храма через время после сессии J)
2. Как было?
Раненый медведь, который вышел на опушку леса и греется на солнышко. Когда рано заживет, он вернется в лес, к своим медведям и продолжит просто жить.
Как стало?
Руководитель туристической экспедиции, которая готова начать восхождение на большую гору. Очень красивые виды вокруг. В поход идут друзья и подруги, вместе весело и интересно. По завершению подъема ждет чистое озеро, в котором можно искупаться. И будут новые экспедиции и восхождения.
3. Как было?
Ураган, зеленое поле, человек стоит внутри него. Не очень комфортно, но если его не замечать, то нормально. Рядом дом, за ним дорога, по которой автобусы ходят в город. И там есть другие люди. И отсутствует ураган.
Как стало?
Яхта, красивая, совершает морское путешествие. На ней девушка и ее молодой человек — капитан корабля. Они направляются в порт назначения. Все гармонично и спокойно. Защищенность и уверенность.
4. Как было?
Цветочек, яркий и красивый, прозрачно-хрустальный. Висит в темно-синем вакууме, ничего не видно. Только цветочек, который слегка покачивается из стороны в сторону.
Как стало?
Стая птиц, в которой есть лидер, летит до райского места. Лидер — руководит всем процессом. Прилетают и строют там теремок. Превращение птиц в людей. Симпатичный молодой человек. Вместе живут в теремке. Летят дальше, чтобы строить другие теремки и замок. Все вместе.
Несколько подсказок, желающим использовать технику:
1. Нужно объяснить, что метафора — это не цель и не опыт реального прошлого. Это художественное воплощение того, что происходит сейчас в жизни человека
2. Очень хорошо использовать примеры. Цель — чтобы человек начал задумываться на тему, какая у него может быть метафора.
3. С визуалами работать очень просто и быстро. С кинестетиками — полезно расслабить тело (навыки наведения транса через ритм голоса — в помощь), представлять картинки будет проще.
Например, так: «И ты можешь расположиться максимально удобно. Если тебе захочется как-то изменить положение тела, ты всегда можешь это сделать. Начни следить за своим дыханием. И с каждым вдохом и выдохом твое тело расслабляется. Чуточку глубже и сильнее. И ты продолжаешь следить за своим дыханием. Можно почувствовать какие-то очень приятные ощущения в теле. Расслабленность, комфорт и защищенность. Возможно, в какой-то момент захочется закрыть глаза. И ты продолжаешь следить за своим дыханием и продолжаешься расслабляться. И можно начать скользить лучом своего внимания по телу. От кончиков пальцев ног до макушки головы. И продолжать расслабляться. И если где-то в теле осталось напряжение, ты всегда можешь направить туда луч внимания. И расслабиться.
И ты можешь представить себе кинотеатр, в котором ты сидишь в удобном кресле. И совсем скоро начнется фильм. Метафора твоей жизни. И появляется заставка, может быть, какая-то приятная мелодия, идут титры. И начинается фильм. Появляются картинки, образы, звуки и ощущения. Может быть тебе придет какая-то мысль или идея, которая опишет то, что является метафорой твоей жизни.
И в какой-то момент, когда ты будешь готов, ты можешь мне описать, что ты видишь»
4. Другой способ — для людей рациональных: «Если бы ты снимал фильм о своей жизни, в художественной форме, и тебе нужно было написать сценарий и объяснить его тому, кто будет снимать, что бы это был за сценарий и как бы назывался этот фильм? Какие герои? Что бы там происходило?»
5. Задавать уточняющие вопросы с точки зрения будущей расшифровки (она описана в статье). Они помогают самому человеку дополнить картинку метафору. И уже начать ее изменять.
6. Изменение метафоры можно начать делать с помощью вопросов: «Если бы ты мог изменить что-то в этой метафоре, все что угодно, на все что угодно, что бы это было? Что еще? Что изменить, дополнить, улучшить, чтобы это стало именно тем, что ты хочешь? Тем, что важно для тебя».
После расшифровки человек уже сам часто понимает, что хотелось бы изменить. Ему нужно лишь помочь. Через внимательное слушание.
Мое резюме:
Используйте технику для диагностики того, что происходит в жизни клиента. Ценность метафоры — в ее честности. Человек может увидеть то, что на логическом уровне не является очевидным.
Она особенно хорошо подойдет людям с образным мышлением и тем, кто верит в бессознательное.