Использование песочной терапии в деятельности педагога-психолога
Автор: Замарина Виолетта Викторовна, педагог-психолог МБОУДОД г. Владимира
«Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический.) центр»
Песок нередко действует на детей как магнит.
Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, стол, на котором можно рисовать песком, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в него. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даже взрослых, это делает средство прекрасным для «заботы о душе». Чувства и установки, которые, возможно, боится выразить открыто, ребёнок, ничего не опасаясь, проецирует на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Песочная терапия позволяет выявить и отработать актуальные проблемы, негативные паттерны поведения, с использованием обращения к символическому миру.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью и в зависимости от запросов родителей. Кто играет, а кто-то рисует.
В Детском оздоровительно - образовательном (социально - педагогическом) центре мы применяем песочную терапию:
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной терапии;
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т.д. Мы используем песочницу в качестве психопрофилактического и развивающего средства.
Наши наблюдения, возможно, будут полезны для других педагогов – психологов:
- Особенно плодотворно игра на песке влияет на детей, которые не могут выразить свои переживания вербально.
- Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.
- Детям с неустойчивым вниманием игра дает богатые кинестетические ощущения.
- Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву".
- Детям, пережившим психическую травму, песочная терапия помогает избавиться от связанных с ней переживаний.
Детям постарше иногда надоедает только играть в песок, тогда им можно предложить рисовать. Они это делают с превеликим удовольствием.
Литература
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, «Чудеса на Песке»