Феноменологический подход. Выпуск 2010-01-12 (закрытый архив)
Феноменологический подход - подход, где главным является не поведение, а содержание воспринимающего и переживающего сознания: что я у себя в сознании вижу и как я это переживаю. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Изначально феноменологический подход родился в недрах философии, его создатели - Ф.Брентано и Э.Гуссерль, в настоящее время феноменологический подход в разных формах существует и в практической психологии. Известное эссе Ж.-П.Сартра "Очерк теории эмоций" - включает раздел с ярким выражением феноменологического подхода. Также, смотри
Гуманистический подход
Гуманистический подход - это в первую очередь феноменологический подход. Как пишет А.Пузырей,
"Роджерс в своей работе практикует, по сути, уже особую версию феноменологии – феноменологию инициального опыта. Извлечение опытов» которой требует не только решительного «выламывания» из «прокрустова ложа» характерного для научной (да и для самой практической) психологии позитивистски ориентированного мышления, но также, и в не меньшей мере - радикальной трансформации самой классической гуссерлевской феноменологии, дабы она могла быть состоятельной перед задачей полноценного извлечения опытов терапевтической работы, подобной роджерсовской (равно как и – юнговской, или дюркхаймовской, или минделовской), то есть извлечения их именно как инициального опыта – опыта радикальной трансформации человеческого существа, опыта, дающего место рождению Нового человека в нем" (Из письма А.Пузырея о К.Роджерсе").
Гештальт-подход и феноменологический подход
Гештальт-психология - продолжение и выражение феноменологического подхода. Гештальт-терапия основывается на феноменологическом подходе, хотя нередко добавляет и психоанализ, и психодинамический подход.
"Проблема есть то, что клиент переживает как проблему. Если объективно не изменилось ничего, но для клиента нечто перестало быть проблемой - терапевт выполнил свою задачу. Если клиент теперь энурезом не мучается, а гордится - работа сделана".
Зарисовка из жизни. Школьница седьмого класса вздыхает и жалуется: "Я чувствую, у меня сегодня гемоглобин понизился..." - Она чувствует и убеждена, что чувствует именно гемоглобин и что он именно понизился (и переживает это как проблему), при том что как либо внятно даже сформулировать, что такое гемоглобин, она не может. Это есть в ее сознании, и это ей достаточно.
Терапевтическая сессия в гештальт-подходе обычно завершается вопросом терапевта: "Для вас вопрос закрылся?" Это вопрос не о выводах, не о поведении, не о физическом самочувствии клиента, это вопрос к субъективному переживанию бывшей проблемы.
НЛП и феноменологический подход
НЛП во множестве терапевтических процедур действует в рамках феноменологического подхода. Разговоры с собственным бессознательным, изменение визуальных субмодальностей - типичные примеры феноменологического подхода.
Смотри также Упражнения "Остановка внутреннего диалога", "Ресурс-нересурс", рефрейминг, техника "Разрешение конфликта - визуальное сдавливание" и аналогичные.
Психосинтез и феноменологический подход
Психосинтез можно отнести как к психодинамическому, так и к феноменологическому подходу. Сам психосинтез считает себя психодинамическим подходом, поскольку нацелен на разрешение конфликтов между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента. Если же субличности рассматривать только как метафоры и модели, как феноменологические элементы сознания клиента, созданные творчеством и внушением психотерапевта, то психосинтез оказывается чисто феноменологическим подходом.
Синтон-подход и феноменологический подход
Синтон-подход работает преимущественно в рамках поведенческого подхода, но использует элементы и феноменологического подхода. Это касается работы с метафорами: метафора прошедшего дня, метафора личности ("Дом моей души"), метафора жизни.
Феноменологический и поведенческий подход
Феноменологический подход часто выступает как альтернатива поведенческому подходу, где главным является "что в поведении есть" и "что мы в поведении изменить хотим".
"У меня произошло просветление!" - "Что это такое? В чем это конкретно выразилось?" - "Просто я все поняла и у меня теперь все изменилось!" - "Что ты с этим собираешься делать?"- "Тут не надо ничего делать, это надо просто прожить! Это вообще нельзя описать, это надо почувствовать!" - иллюстрация непонимания между представителями этих двух подходов.
Другая бытовая иллюстрация столкновения поведенческого и феноменологического подходов. Жена за столом жалуется, что в коридоре перегорела лампочка. Муж срывается, чтобы лампочку заменить, жена его останавливает: "Не нужно никуда бежать и менять перегоревшую лампочку, мне нужно об этом просто поговорить!"
Ей важнее побыть с ним и с переживанием, а реально в коридоре достаточно светло и без этой лампочки...
Итого
Феноменологический подход хорошо зарекомендовал себя в работе с метафорами. Анализ и конструирование метафор - действенное средство влияния на внутренний мир личности.
Опасности феноменологического подхода связаны с тем, что под ним практически нет никаких оснований, никакой доказательной базы. Это как кисть художника с ведром краски - в руках мастера она сделает помещение прекрасным, кисть и краски в лапах обезьяны - стихиное бедствие. Феноменологический подход нередко подталкивает клиента к фантазиям, никак не связанным с его реальной жизнью, вовлекает в самокопание, погружает в иллюзии, является причиной многих психосоматических нарушений.
Женщина придумала, что она больна, нарисовала свою болезнь, поверила в свою болезнь. Результат - женщина больна.
Еще раз - успехов всем!
С уважением, Николай Иванович Козлов