Этика женщин, этика мужчин
Автор статьи: Павел Зыгмантович, психолог
Мужчины не понимают женщин, а женщины не понимают мужчин по понятной причине — мы являемся не только разными полами, но и разными культурами.
Среди прочих различий, наши культуры различаются этиками. Проще говоря, мы по-разному оцениваем — что правильно, что не правильно, что можно делать, что нельзя делать, на что надо обращать внимание, а на что — нет.
Об этом и будет заметка.
Важное предупреждение
Вопреки расхожим представлениям, мужчины и женщины отличаются очень слабо (кроме очевидных физиологических; да и тут не всё ладно — вы, к примеру, знаете, что у мужчин тоже есть молочные железы?).
Все эти отличия проявляются только при наличии большой статистики. К примеру, есть достоверные исследования, показывающие, что мужчины в несколько раз решительнее женщин (см. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины», Е.П. Ильин).
Но такая разница проявляется лишь статистически — то есть, на большой выборке. И в реальности очень легко встретить нерешительного мужчину и решительную женщину. Более того, вполне можно встретить очень решительных женщин, которые будут превосходить 90% всех мужчин, и очень нерешительных мужчин, которые уступают 90% всех женщин. Просто большая выборка усредняет эти пики.
Так же важно понимать — различия между мужчинами и женщинами действительно велики только в области культуры. И эти различия в основном никак не связаны с биологией. Они связаны больше с экономическим укладом, средой проживания и так далее. У мужчин и у женщин есть некоторые биологически обусловленные отличия, но они все, в общем-то невелики, как бы странно это ни звучало.
Итак, ниже речь пойдёт про усреднённых мужчин и женщин, а не про вас лично.
Я — за справедливость!
Суть мужской и женской этик выявили в ходе исследований Колберга и Гиллиган (Яндекс вам расскажет про обоих исследователей). Подробности про исследования не приведу из врождённой вредности и наличия у всех Яндекса, расскажу только самую суть.
Оказалось, что мужчины скорее волнуются на тему правил (как ни странно), а женщины — на тему отношений (что не удивительно).
То есть, для среднего мужчины важно защищать определённые фундаментальные права и всё, что на эти права покушается, мужчина считает плохим. Сам факт покушения — несправедливостью.
Поэтому мужчина готов проводить тысячи часов в интернете, сражаясь с теми, кто покушается на чьи-то фундаментальные права (да-да, знаменитое «В интернете кто-то не прав!»).
А поскольку фундаменты, бывают, отличаются, мужчины оказываются по разные стороны баррикад и разводят перепалки на тысячи комментариев. Защищают фундаментальные права, всё серьёзно.
Я — за дружбу!
У женщин всё устроено по-другому. Главное — это не поссориться. Защищать абстрактные права — несерьёзно и как-то даже странно. Вот есть живые люди, с ними есть какие-то отношения — об этом и следует заботиться.
А что где-то кто-то в интернете неправ — ну так и пусть его, это же не влияет на отношения.
Отсюда очевидно — мужчина легко может сорваться, чтобы «землю Гренады крестьянам отдать». Или, скажем, наказать очередного кровавого диктатора, который тиранит «собственный народ».
А женщина на такое безумство не пойдёт. У неё, во-первых, никаких отношений с крестьянами Гренады нет, и с диктатором тоже. Зачем идти воевать? А, во-вторых, у неё дома муж, дети, родители, родственники, подруги — и со всеми отношения есть. А если отправиться в далёкие края — отношения можно испортить.
В общем, мужчины слегка абстрактны, а женщины — предельно конкретны.
Полюса этики
Этика женщины оперирует двумя полюсами — эгоизм и ответственность (точнее — обязательность). Если ты, человек, эгоист и не заботишься о других, женщина посчитает тебя плохим. Если ты берёшь на себя обязательства и выполняешь их — ты хороший.
Ровно поэтому средняя женщина на дух не переносит даже самое маленькое нарушение слова у мужчины. Обещал позвонить? Всё, разбейся в лепёшку, но позвони. Тогда ты для женщины — мега-мужчина.
Этика среднего мужчины стоит на других полюсах — правила и выгода. Если ты, человек, нарушаешь правила ради собственной выгоды, мужчина посчитает тебя… ну, может и не плохим, но точно — не самым лучшим. А вот если ты, человек, соблюдаешь правила даже когда они тебе не выгодны, ты для мужчины резко окружаешься ореолом святости.
Именно поэтому средний мужчина на дух не переносит, когда средняя женщина наступает на его свободу. Есть же фундаментальное право — муж в субботу вечером может встретиться с друзьями за кружкой пива. Не надо наступать на это право, тем более — ради собственной выгоды. А вот если женщина наступает на горло собственной песне и признаёт право мужчины на друзей и пиво, она — почти святая.
Я, понятно, утрирую для наглядности, но не сказать, чтобы очень уж сильно.
Предупреждён — значит, вооружён!
Зная о том, какая этика у женщин, какая этика у мужчин, жить, считаю, намного проще.
Разговаривая с мужчиной, женщина может больше обращаться не к «ты меня не любишь», а к «так правильно». Зачем? Это увеличивает доходчивость её речи самое меньшее вполовину (если, конечно, «так правильно» совпадает с мужским фундаментальным правом, ну, вы понимаете).
Разговаривая с женщиной, мужчина может больше обращаться не к «но так же правильно!», а к «это мой способ показать тебе свою любовь». И это увеличивает доходчивость его речи самое меньше вполовину.
Никакого волшебства, только знание культурных особенностей (правда, работает только если ваш мужчина или ваша женщина соответствуют усредённым мужчинам и женщинам; а такое соответствие вовсе не гарантированно).
Кстати говоря, можно не использовать формулировки «этика мужчин», «этика женщин».
Можно сказать и без привязки к полу — этика справедливости и этика заботы. Этика справедливости побуждает своего носителя беспокоиться о том, всё ли по справедливости, всё ли по закону. Этика заботы обращает внимание носителя на отношения — всё ли в них хорошо, все ли довольны, крепкие ли отношения.
Как вы уже догадались, этика справедливости преимущественно мужская этика, этика заботы — преимущественно женская. Однако это вовсе не означает, что все мужчины поголовно помешаны на этике справедливости, а все женщины только заботятся, вовсе нет.
Более того, любой человек может демонстрировать владение обеими этиками — и этикой заботы, и этикой справедливости.
Речь идёт о том, какая из этик используется преимущественно. И если мы берём всех мужчин и всех женщин, то этика заботы будет преимущественно у женщин, а этика справедливости — преимущественно у мужчин. И — подчёркиваю — процентная разница хоть и является статистически значимой, всё же меньше десяти процентов.
У такого разделения, полагаю, есть и биологические, и психологические, и культурные (куда без них!) корни, но в рамках данной заметки я не вижу необходимости их рассматривать. Важнее, считаю, просто знать о таком различии и учитывать его при общении (предварительно проверив, справедливо ли всё, сказанное выше, для вашего собеседника/собеседница). Всем станет — лучше.