Эффективные разборки против веселых детских драк
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Кроме правила «Стоп!», для уменьшения количества драк, вы можете использовать в своей семье (или в классе) метод «Будем разбираться» (подходит для возраста 5-8 лет). Он достаточно эффективный, а процедура — следующая.
Вначале драку нужно прекратить: это можно сделать голосом, можно физически разнять их и встать между ними, при этом желательно одной рукой держать за руку одного, другой — другого. Теперь все должны успокоиться, и вы в том числе. Как все успокоились и замолчали, вам всем нужно переместиться в специальное место, где можно неторопясь поговорить. В любом случае, позаботьтесь о том, чтобы вы спокойно сидели, а два бойца стояли перед вами в некотором отдалении друг от друга. Назовем их Ваня и Саша.
Теперь даёте задание, интонация спокойная, без недовольств и обвинительности: «Ваня, ты старший, поэтому первое задание тебе: тебе нужно будет мне рассказать, что произошло и почему вы начали драться. Подумай, как ты мне это расскажешь. Саше задание другое: когда Ваня будет рассказывать, твоя задача молчать, что бы Ваня тут ни говорил, и ни в чем его не поправлять. Позже все расскажешь ты, а пока твоя задача молчать и тренировать выдержку. Справишься?»
Внимание! Надеюсь, вы понимаете, что разбираться «кто прав или виноват» в драках между детьми — дело гнилое, практически нереальное, поэтому настоящий смысл предстоящей процедуры, видимо, в чем-то другом. Как вы думаете, в чем?
Попробуйте как-нибудь действительно все это сделать вместе с детьми, и вы поймете очень многое. Вы поймете, что слушающему (Саше) сдерживаться очень сложно: рассказчик (Ваня) будет рассказывать так, будто он ни в чем не виноват, будто все случилось из-за Саши; Ваня непременно что-то важное забудет, а что-то несуществующее придумает… Но — Саше нужно держаться. Отличная тренировка! С другой стороны, вы в это же время учите и тренируете Ваню: учите его излагать происшедшее спокойно и последовательно, в репортажном стиле, без обзывалок и лишних эмоций. Отличный навык!
Вторая часть процедуры — все то же самое в обратную сторону: теперь все «как было на самом деле» рассказывает Саша, а Ваня тренирует выдержку и должен слушать его без возмущения и перебиваний. За возмущения и перебивания — все приседают, вместе со взрослым.
Третья часть — оба, так же по очереди и начиная со старшего, должны подумать и сказать, в чем они сами были не совсем правы, то есть как им нужно вести себя на будущее…
Важно, чтобы все это происходило размеренно и спокойно.
А теперь поставьте себя на место детей и поймите, что происходит сейчас на самом деле. С одной стороны, в этой ситуации дети учатся мыслить, с другой — им скоро становится ужасно скучно рядом с таким спокойным родителем, они начинают поглядывать друг на друга, беззвучно договариваясь быстрее все это прекратить и быстрее вернуться к своим играм... Без всяких нотаций родителей дети уже давно сами решили помириться, и предложение сыграть в игру «Мирись-мирись и больше не дерись» встречается с полным энтузиазмом.
Итого, за один присест получаем следующие результаты:
- Дети учатся. Они учатся то, что с ними происходит, анализировать и рассказывать по-взрослому; учатся сдержанности, умению слушать без эмоциональных выплесков и комментариев;
- Дети спокойно помирились.
- Драка получила отрицательное подкрепление, дети усвоили: если еще раз подерутся, им придется минимум десять минут скучно смирно стоять рядом с папой (мамой) и говорить по-умному. Не быстро, но свои результаты это даёт, драк становится меньше.
Комментарии (2):
"Надеюсь, вы понимаете, что разбираться «кто прав или виноват» в драках между детьми - дело гнилое, практически нереальное, " С чего бы? Это же два пса сцепились... Отчего бы действительно не разобраться, на правах третейского судьи определить действительно неправого и скорректировать его поведение, объяснить неправоту? На примере семьи с двумя братьями разного возраста этот совет приведет лишь к обиде старшего на родителей за нежелание вникать в суть и несправедливость (ты должен быть умнее и уступать младшему - так обычно говорят?!), ухудшению характера младшего (ха! Он должен мне уступать, а мне можно все - я младший), к нежеланию в дальнейшем иметь совместных дел (начинают считать друг друга мудаками) и удивлению родителей - "вы же братья - а как чужие..."