Действие в научной психологии
Статья в процессе разработки
Действие (англ. action, performance) — произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный цели (не обязательно осознаваемой).
Действие обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. действие внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы действия могут интериоризироваться в другие формы чувственно-предметного действия и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в «умное делание».
Действия могут быть не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего действие, оно выступает в качестве цели, а для усвоившего действие его исполнение становится потребностью, мотивом.
Ч. Шеррингтон локализовал в действии элементы памяти и предвидения.
А. В. Запорожец выделял в действии практическую и теоретическую части.
С. Л. Рубинштейн рассматривал действие в качестве исходной единицы, «клеточки», неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа.
Действие как функциональный орган
Действие есть прижизненно построенный функциональный орган, обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью (терминология А. А. Ухтомского). Как и другие функциональные органы индивида, действие есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель действия способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать действие до действия, что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные ошибки. Формированию действия предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа действия, которые должны быть в ней выполнены.
При осуществлении действия происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция действия. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения, являющегося строительным материалом действия, — это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты Мёбиуса, переходящие одна в другую.
В осуществлении действия участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки действия по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим действиям.
Структура действия
Структура действия имеет 3 основных компонента: а) принятие решения (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и коррекцию.
В действии можно выделить образ ситуации (оперативный образ), образ действия, интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых действиях.
В психологической науке создается классификация действий. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч. речевые). Действия также разделяют на: импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные, регулярные и экстренные и т. п.
Наконец, важно разделение действий на игровые, учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов.