Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
Автор: педагог-психолог Гамбаров В.С.
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов и других. Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.
Система работы психологической службы состоит из четырех этапов.
Первый этап – «Нулевой» и «работа с младшими школьниками»
В этот этап входит:
- Комплексная диагностика определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе
- Подготовительные курсы для будущих первоклассников.
С момента поступления в школу успешность ребенка в обучении зависит не только от генетических данных, но и от предшествующих обучению взаимоотношений ребенка с родителями, от сформированности базовых компонентов обучения и развития. Поступающие в школу дети имеют различный уровень подготовки, что снижает результативность труда учителя. Поэтому на этом этапе мною проводится:
- Профилактическая работа
Основное внимание - повышению психолого-педагогической компетентности родителей в плане формирования необходимых ребенку в период поступления в школу базовых компонентов развития: общей осведомленности, внимания, памяти, мышления, познавательной активности.
- Развивающая деятельность
Ориентирована на создание социально - психологических условий развития школьников, а психокоррекционная - на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.
- Психокоррекционная работа
Психокоррекционную работу стараюсь проводить в индивидуальном режиме или в малых группах, т.к. считаю это более эффективным.
- Диагностическая работа
Диагностическая работа также проводится по нескольким направлениям, которые следует перечислить отдельно. Это диагностика познавательной сферы учащихся, (выявление фонового уровня умственного развития и сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности.), диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы (уровень тревожности, активности).
Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе. Высокая тревожность в целом является характеристикой психологического неблагополучия личности. Как правило, большое число неврозов у детей бывает в классах, где доминирует авторитарный стиль воспитания. По нашим данным 16% школьников имеют высокий уровень тревожности.
По профилактике употребления табака в начальных классах реализуется программа «Тропинкой здоровья». Представляет она собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, и предполагает сочетание овладения детьми знаний с формированием у них здоровых установок и навыков ответственного поведения. Данное обучение направлено на развитие личности ребенка. Общая целевая направленность на гармоничное развитие ребенка конкретизируется в таких задачах обучения, как формирование положительного образа «Я» ребенка, способности к саморегуляции, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления наркогенному давлению со стороны рекламных кампаний СМИ и сверстников.
Второй этап – «работа с подростками»
Работа на этом этапе включает в себя:
- Контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП.
- Психологический мониторинг. Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося
Что касается работы по сохранению психичологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков с делинквентным поведением разрабатываются индивидуальные программы. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками, классными руководителеми. Используются компьютерные игры на развитие внимания, воображения, мышления. Считаю, что большой психо-профилактический и развивающий эффект имеют психологические игры.
Психологическая игра - это игровое действие, развивающее способность к самоконтролю в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия, сплачивает детский коллектив, создаёт положительный эмоциональный настрой, тем самым предупреждает возникновение проблем, связанных с личностным развитием школьников. Игра является средством всестороннего развития воспитанника.
На спец.курсе «Самосовершенствование личности», проводимого в 8 классах, коллектив сверстников может стать условием развития личности каждого, входящего в него. Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят. Опора на субъективно- успешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его интересам, уверенности в своих силах, способностям. Здесь ребята овладевают методами аутогенной тренировки, развивают способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, соотношение ближней и дальней перспективы. Занятия проходят в форме тренинга, психологических игр, сюжетно-ролевых игр, групповых мини дискуссий.
Среднее звено более автономное и самостоятельное, поэтому здесь происходит прямое обращение самого ребенка.
Третий этап – «Работа со старшеклассниками»
Приоритетным направлением является профориентация учащихся 9-11 классов.
Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся старших классов, – экзаменационный стресс.
Особо пристрастное внимание к этому вопросу связано с введением единого выпускного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование – уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний – очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося). Но встречающиеся плохие экзаменаторы – это не повод отменять саму процедуру экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицированных учителей – не повод закрывать все школы.
В связи с этим вытекает одно из направлений работы «Психологическое сопровождение учащихся во время ЕГЭ. Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний; совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и прохождения итоговой аттестации учащихся; оказание действенной помощи участникам учебно-воспитательного процесса при подготовке к экзаменам. В ходе работы проводится психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации (в письменной и устной форме) и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, упражнения на релаксацию, практические задания по снятию нервного напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающий среды в сложных жизненных ситуациях. Просветительская работа проходит в рамках проведения месячников по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.
Четвертый этап - «Работа с родителями»
Родительские собрания... Их тематика многогранна и безгранична: «Здоровье и вредные привычки», «Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка», «Формирование навыков личной гигиены в семье» и т.д. Всё это направлено на пропаганду здорового образа жизни. Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними проводится в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.
В жизни родителей бывают периоды, когда они ощущают бессилие, находятся в состоянии кризиса или эмоционального напряжения. В такие моменты их гнев на детей нередко выражается в крике или наказаниях. Конечно, ничего хорошего в этом нет, но нет также и основания для вывода, что они не могут быть хорошими родителями. Если они отдают себе отчет в совершаемых действиях, у них есть шанс изменить свое поведение. Нередко родителям бывает стыдно за свои слова и действия.
Работа с учителями: кто должен сделать первый шаг? В целом я заметил, что активность учителя (по крайней мере в нашей школе) не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени это связано с личностными особенностями учителя.
Учителя очень хорошо знают и чувствуют своих учеников. Большинство педагогов обладает развитой профессиональной наблюдательностью «педагогической зоркостью», которая позволяет заметить и учесть малейшие нюансы настроения и поведения школьника. Глубоко убежден, что сохранить психическое и психологическое здоровье у ребёнка можно лишь в том случае, если есть благоприятный психологический климат в педколлективе и, если каждый педагог понимает свои проблемы и стремится найти и устранить их причины.
Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса.