Педагог-психолог

01 января 2010 г. в 09:40

Педагог-психолог - практический психолог, работающий в системе образования.

Направления деятельности

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

  1. психодиагностика,
  2. психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия),
  3. психологическая реабилитация.
  4. психологическое консультирование,
  5. психологическое просвещение,
  6. развивающая и психокоррекционная работа,

Эти направления во многом совпадают с общим списком психологических услуг.

Педагог-психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.) в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Правовой статус педагога-психолога

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.

Литература

  1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  2. Положение о психологической службе (например, detpsihologia.narod.ru).
  3. Лидерс А.Г. Практическая возрастная психология​
  4. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 97–106.

Нормативные документы

  1. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
  2. Инструктивное письмо № 29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.

Аналогичные документы в СНГ:

  1. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования»

Ссылки

 

 

Файлы:
  • Практическая психология
  • Образование

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов и других. Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.
01 окт. 2022 г.
Этический кодекс педагога-психолога
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.
01 янв. 2010 г.
Практический психолог
Практический психолог отличается от академического психолога, психолога-теоретика, занимающегося научными исследованиями, однако нельзя говорить, что академическая психология научна, а практическая нет. Правда то, что академическая более научна, она как правило научна, а практическая психология бывает разной.