Что помогает снять стресс и напряжение ребенка и родителя
01 октября 2022 г. в 21:25
В жизни бывает страшно, в жизни бывает больно, в душе нередко возникает напряжение, когда хочется то ли драться, то ли плакать. Что может помочь в снятии этого напряжения?
- Если ребенок от происшедшего вошел в плач или ярость, это тоже неплохой выход энергии. Главное, чтобы от этого выплеска никто из окружающих не пострадал. А так — это даже полезно, как тренировка дыхания и дополнительная физическая нагрузка.
- Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора «мама-одеяло». Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. «Крепко», потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется.
- Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
- Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок — обрабатывать аварию. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть «фоновыми», не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
- Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут — повернуться «к лесу задом, к сцене передом». Посмотреть, где случилась беда.
- И рассказать историю происшествия, «сказку аварии». Например: «Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком». Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к «упал» — оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) — только факты, только то, как было.
- Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
- Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, не раньше, можно устроить «разбор полёта». Хорошо его начать с вопроса вроде «Как ты думаешь, что стоило сделать?» То есть уже изменить «сказку аварии», придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить «не делай того» или «куда ты смотрел!» — пока ребёнок плачет. Закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно — через нос. А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить.
Файлы: