Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции

10 мая 2020 г. в 14:31

Автор: Никита Иванов

Выпускник Университета практической психологии

По лекциям проф. Н.И. Козлова

Владеет ли конкретный человек нужными компетенциями?  Как определить? В компаниях определяют на собеседовании или проводят Центры оценки и развития. Вы можете оценить себя самостоятельно или запросить обратную связь у коллег, с кем наиболее часто общаетесь. Обратите внимание, для оценки компетенции вы должны привести минимум 3 поведенческих примера из прошлого (за последние 2 года), подтверждающие проявление данной компетенции.

Что такое компетенции и зачем они нужны?

Компетенции — совокупность знаний, навыков и личностных качеств, проявляемых в поведении, которое можно наблюдать и измерять, и проявление которых позволяет эффективно выполнять свои задачи и функции.

Во многих компаниях, в которых внедрены лучшие мировые практики, существуют модели компетенций. Они используются как фильтр при поиске и найме персонала, для оценки и развития существующих сотрудников, при продвижении по карьерной лестнице. Компетенции — это ориентир эффективности. 

А как вы можете применять их в жизни? Эта статья показывает, какие упражнения Дистанции необходимы для развития каких компетенций.

Шкала оценки

В компаниях целевой уровень 2 — соответствует ожиданиям:

Название уровня

Балл

Описание уровня

Не соответствует ожиданиям 0

Не проявляет ожидаемого поведения, не развивается в этом направлении. 

Требует улучшений

1

Ожидаемое поведение проявляется нестабильно/ частично/ не во всех ситуациях. Компетенция находится на стадии развития, Дистантник нуждается в наставничестве и поддержке. 

Соответствует ожиданиям

2 Демонстрирует ожидаемое поведение во всех стандартных рабочих ситуациях. Компетенция развита на должном уровне.
Превосходит  ожидания 3

В ДОПОЛНЕНИЕ К УРОВНЮ 2 

Проявляет компетенцию не только в стандартных, но и в новых, сложных ситуациях. 

Лидер 4

ДОПОЛНЕНИЕ К УРОВНЮ 3

Демонстрирует выдающиеся результаты, является примером и признанным экспертом по данной компетенции.  Оказывает коллегам практическую поддержку и помощь в формировании и развитии данной компетенции.

В компаниях целевой уровень 2 — соответствует ожиданиям:

Компетенция

Поведенческие индикаторы

1. Ориентация на результат

Умение достигать запланированных результатов в поставленные сроки.

Настойчивость и энергичность в достижении результата

  • Четко формулирует планируемый результат, критерии его достижения.
  • Ставит цели, приоритезирует выполнение задач, контролирует срок выполнения, своевременно их корректирует. 
  • Настойчив. Преодолевает возникающие трудности.
  • Проявляет инициативу, необходимую для получения результата.
  • Оценивает свою эффективность по достигнутому результату, а не по количеству затраченных усилий.
  • Берет на себя ответственность за неуспех.

Упражнения Дистанции: 

Основные: ОЗР Результатника, Результатник, Преврати лимон в лимонад,  Если бы я любил, Не играю жертву

Косвенные: Максимум жизни, Перевод жертвы в автора 

2. Постановка целей

Планирование и контроль.

Способность ставить четкие цели.

Планировать и контролировать результат работы.

  • Ставит цели по ОЗР (конкретика, сколько и чего планирует получить и к какому сроку). 
  • Видит возможности и позитивные стороны в каждой ситуации. 
  • Ставит краткосрочные и долгосрочные цели.
  • При постановке целей учитывает потенциальные препятствия.
  • Осуществляет промежуточный контроль и вносит корректировки, если это необходимо.

Упражнения Дистанции: 

Основные: ОЗР Результатника, Вычерпываю плюсы, Цели на 1 год и 10 лет, Колесо жизни, Максимум жизни, Хорошо

Косвенные: Перевод проблемы в задачу, Зажги своей идеей

3. Эффективное общение

Умение ясно и понятно излагать свои мысли, вести диалог с коллегами.

Уверенно и спокойно себя чувствует на встречах.

  • Излагает свои мысли логично и понятно для окружающих, соблюдает баланс краткости и понятности высказывания. 
  • Конструктивно и открыто выражает свое мнение, просьбы. 
  • Общается с коллегами вежливо, соблюдая правила деловой коммуникации. 
  • Умеет отвечать на жесткие вопросы.
  • Слышит собеседника, не провоцирует напряженные конфликтные ситуации.
  • Уверенно себя чувствует на формальных встречах, с коллегами, начальниками.
  • Спокоен в напряженных ситуациях, а также при выяснении противоречивых вопросов.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Спринт Осознанная речь, Диалог, Повтор дословно, СП, Адекватный собеседник, Отвечаю на заданный вопрос, Нет категоричности, Не спорю, не перебиваю, Я — хозяин

Косвенные: Тотальное Да, ПСД, Подстройки, Квадратное дыхание

4. Гибкость и адаптивность. Открытость новому

Способность сохранять эффективность в изменчивых условиях.

Готовность обогащать свой опыт и изменять поведение в ходе общения с другими

  • Смотрит на изменения и новые ситуации как на стимул к повышению уровня знаний и профессиональному росту.
  • Концентрирует внимание на положительных аспектах вносимых изменений. 
  • Оперативно корректирует свои действия и планы в соответствии с требованиями меняющейся ситуации.
  • Ее снижает эффективности в новых, нестабильных условиях: находит оптимальные способы поведения.
  • Адаптируется к работе с разными людьми и группами.
  • Открыт идеям и практикам окружающих. Находит им применение в своей деятельности. Способствует обмену опытом и идеями. 
  • Воспринимает обратную связь от окружающих: признает свои ошибки.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Вычерпываю плюсы, Не играю беспомощность, Преврати лимон в лимонад, Перевод проблемы в задачу, Прошу помощь, Когда критикуют меня, Мои ошибки, Не спорю, согласие вслух, Хорошо

Косвенные: Если бы я любил

5. Сотрудничество и командная работа

Результативная работа в условиях тесной кооперации с коллегами, установление и поддержание хороших деловых отношений с целью достижения намеченных целей.

Работа на общий результат.

  • Кооперируется с коллегами, налаживает и поддерживает отношения сотрудничества и взаимной поддержки. Демонстрирует уважение и заинтересованность в коллегах. 
  • Откликается на просьбы коллег, оказывает им необходимую помощь. 
  • Бескомпромиссно руководствуется интересами группы, учитывает интересы коллег в своих действиях, работает на общий результат. 
  • Открыто обменивается рабочей информацией с коллегами из разных групп, не разделяет на «я» и «они», считает своих коллег компетентными, доверяет им. 
  • Принимает и соблюдает правила командной работы. Выполняет договоренности.
  • В конфликтах занимает конструктивную позицию. Готов идти на компромисс для достижения общекомандных целей.  

Упражнения Дистанции: 

Основные: Задружиться, Железное слово, Хорошее отношение, Доверие, Не критикую, Позиции восприятия, Если бы я любил

Косвенные: Не спорю, Умею слушать, ПСД, Зажги своей идеей

6. Инициативность, внедрение идей по улучшению процессов

Способность предлагать и предпринимать инициативы для достижения целей, быть проактивным. 

Стремление и умение инициировать улучшения существующих условий и процессов в работе. 

  • Предлагает инициативы/ идеи по улучшению и внедряет новые методы работы 
  • Своевременно выявляет зоны неэффективности в работе. 
  • Предпринимает продуманные, в то же время своевременные действия, если сталкивается с проблемой или узнает о сложившейся ситуации. 
  • Реализует новые идеи или разработанные и согласованные с руководителем решения, не дожидаясь соответствующих указаний; не ждет других, для того чтобы начать действовать.
  • Предпринимает действия, не входящие в перечень стандартных задач для достижения поставленных целей. 
  • Вовлекает в обсуждение изменений все заинтересованные стороны, добивается принятия изменений. 
  • Ищет способы повысить эффективность, критично анализирует ситуацию, мыслит нестандартно. 

Упражнения Дистанции: 

Основные: Зажги своей идеей, Колесо успеха, Перевод проблемы в задачу, Если бы я любил, Мои ошибки, Развитие мышления

Косвенные: Ускорение холерика, Позиции восприятия

7. Решение проблем

Способность Дистантника действовать настойчиво и изобретательно для решения возникающих проблем.

  • При столкновении с проблемами, не оставляет их без внимания, предпринимает активные действия для их решения. 
  • Берет на себя личную ответственность за решение проблемы, не «спихивает» ее на других.  
  • Исследует проблему (причины, история возникновения, действующие лица) и переформулирует в задачу. 
  • Привлекает дополнительные ресурсы (информацию, людей), требующиеся для решения проблемы. 
  • При необходимости, обращается за помощью к руководству.
  • Пробует разные варианты решений, действует настойчиво и изобретательно.  

Упражнения Дистанции: 

Основные: Перевод проблемы в задачу, Мои ошибки, Не играю Жертву, Прошу помощи

Косвенные: Думаю на шаг вперед

8. Лидерство

Способность брать ответственность, вдохновлять других, обеспечить достижение эффективного результата, сплотить коллег.

  • Стремится к выдающимся достижениям в работе. Ставит     амбициозные цели перед собой и коллективом, добивается их. 
  • Берет на себя ответственность за результаты совместной с коллегами работы.
  • Создает вокруг себя пространство, в котором люди действуют вовлеченно, продуктивно и позитивно. Сплачивает команду. 
  • Помогает другим на пути к достижению цели.
  • Поддерживает вдохновляющий настрой в команде даже в сложные периоды и периоды неудач. 
  • Разделяет и транслирует цели и ценности компании.
  • Открыто говорит о существующих проблемах и предлагает решения. 

Упражнения Дистанции: 

Основные: Лидер, Лидер микрогруппы, Благодарность руководителя, Если бы я любил, Перевод проблемы в задачу, Вычерпываю плюсы

Косвенные: Зажги своей идеей, Подстройки

9. Ориентация на развитие

Ориентирован на развитие, знает свои зоны развития, регулярно повышает уровень знаний для эффективной работы.

  • Правильно определяет свои сильные стороны и зоны развития. Работает над их развитием.
  • Запрашивает и конструктивно воспринимает обратную связь от руководителя и коллег.
  • По собственной инициативе повышает уровень развития знаний и навыков, необходимых для эффективной работы.
  • Планирует развитие себя на долгосрочную перспективу (три-пять лет).
  • С готовностью берется за развивающие задачи (участие в проектах, рабочих группах и др.).
  • Коммуницирует и личным примером показывает важность личного развития и развития других для эффективной работы.
  • Всегда готов поделиться опытом с коллегами.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Мои достоинства, Цели на Дистанцию, Иду к успеху, Колесо жизненного успеха, Мои цели на год и 10 лет, ОЗР, Цели на дистанцию, Колесо жизни, Прошу помощи, Если бы я любил

Косвенные: Зажги своей идеей, Максимум жизни

10. Исполнительность и Ответственность. Дисциплина

Исполнительность, держит слово, соблюдает дисциплину.

  • С готовностью принимает задачи в работу. Выполняет взятые на себя обязательства (сказал-сделал), решает задачи качественно и в срок. 
  • Проявляет упорство и настойчивость в преодолении препятствий в ходе выполнения задач.
  • Находит оптимальные способы выполнения работы, эффективно распоряжается временными и материальными ресурсами.
  • Следует этике делового поведения, соблюдает Синтонное общение. 
  • Соблюдает дисциплину в своей работе.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Армейская четкость, Результатник, Железное слово, ТМ, Синтонное общение, Спринт Распорядок дня

Косвенные: ОЗР Результатника

В компаниях с клиентоориентированным бизнесом в сегменте на конечного потребителя (B2C)

11. Ориентация на клиента 

(внутреннего/ внешнего)

Понимает потребность клиента. Своим поведением поддерживает в компании подход к клиенту как к главной ценности.

Действует в соответствии с запросами, ожиданиями и потребностями клиента.

  • Проясняет потребности клиента. 
  • Расставляет приоритеты в работе, в соответствии с потребностями клиентов  
  • Оперативно реагирует на запросы/потребности клиентов (в рамках своей компетентности и ответственности) 
  • Отслеживает уровень удовлетворенности клиента/ или измеряет успех своей деятельности по степени удовлетворенности пользователей.
  • Демонстрирует другим коллегам важность интересов клиента, конструктивно решает конфликтные ситуации с выгодой для обеих сторон
  • При оказании сервисов предугадывает возможные дополнительные запросы и учитывает факторы, влияющие на удовлетворенность 

Упражнения Дистанции: 

Основные: Вчувствование, Если бы я любил, Забота о людях, Думай о результате, Внутренний переводчик, Обозначение намерений, Синтонное общение

Косвенные: Согласие вслух, Поведение в конфликте, Без конфликтов, Нет конфликтогенов, Когда критикуют меня, Объяснения и оправдания, Критика без критики.

Управленческие компетенции

Компетенция

Поведенческие индикаторы

1. Управление задачами

Планирование, организация и контроль исполнения работы

  • Планирует и контролирует работу, ресурсы в соответствие с объемом поставленных задач. 
  • Приоритезирует стоящие перед ним задачи, в соответствии с их важностью и срочностью.
  • Ставит конкретные цели и задачи, сроки их исполнения.  . Определяет конкретные результаты. 
  • Грамотно распределяет задачи между исполнителями в зависимости от их опыта, потенциала и индивидуальных способностей. 
  • Четко формулирует задачу исполнителю. Добивается ясного понимания исполнителем, требуемого от него результата.
  • Осуществляет промежуточный и итоговый контроль в соответствии с обозначенными ранее сроками и требованиями к результату.
  • Дает обратную связь исполнителям для повышения их дальнейшей эффективности.

Упражнения Дистанции: 

Основные: ОЗР Результатника, Спринт ТМ, Руководитель, Речь руководителя, ППП

Косвенные: Армейская четкость

2. Управление людьми

Управление эффективностью и развитием коллег

  • Продумывает планы, ресурсы, мотивирует коллег на достижение поставленных целей. 
  • Успешно сочетает материальные и нематериальные методы мотивации.
  • Формирует благоприятную атмосферу в управляемом им коллективе, добивается слаженной коммуникации внутри коллектива. 
  • Наделяет людей полномочиями, не занимается микроменеджментом.
  • Поощряет личный вклад каждого в общее дело. 
  • Видит сильные и слабые стороны каждого участника.
  • Выделяет приоритеты и формулирует цели развития. Ставит развивающие задачи. Дает обратную связь в ходе развития.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Руководитель, Управленец, Благодарность руководителя, ППП, ККЯ, Скрытые внушения

Косвенные: Скрытые комплименты

3. Навыки переговоров и влияния

Умение эффективно вести переговоры, влиять

  • Эффективно устанавливает контакт с разными людьми независимо от их статуса.
  • В ходе переговоров умело выявляет задачи коллег. Находит нужные аргументы, умело преодолевает сомнение. 
  • Грамотно ведет переговоры в жестких ситуациях.
  • При возникновении спорных вопросов анализирует свои интересы и интересы коллеги и находит взаимовыгодное решение.
  • Добивается уступок, не портя отношений.
  • Успешно использует разнообразные, в том числе нестандартные стратегии влияния. Способен подвести коллегу к нужному решению в особо сложных, конфликтных ситуациях.

Упражнения Дистанции: 

Основные: Говорю тезисами, Умею слушать, СП, Подстройки,  ПСД, Я — хозяин

Косвенные: Если бы я любил, Думай на шаг вперед, Я на месте собеседника, Спринт Осмысленная речь, Не спорю, Тотальное Да

4. Системный подход

Умение целостно и структурировано анализировать проблемы, 

делать верные выводы

  • Верно выделяет и интерпретирует нужную для работы информацию.
  • Структурирует разнородные данные. Выделяет значимые взаимосвязи и взаимовлияния.
  • Делает логически обоснованные выводы, подтвержденные объективными данными.
  • Рассматривает задачу комплексно, принимая во внимание все данные.
  • Верно расставляет приоритеты решения задачи.
  • Строит прогнозы развития ситуации в дальнейшем.

Упражнения Дистанции: 

косвенные: Ошибочка, Думай на шаг вперед

5. Стратегическое мышление

Способность предвидеть развитие ситуации и на этой основе планировать максимально эффективную стратегию управления

  • Учитывает неочевидные, сложные взаимовлияния всех значимых факторов ситуации. Прогнозирует развитие ситуации в долгосрочной перспективе. Детально и глубоко видит будущие риски и возможности.
  • Принимая управленческие решения, руководствуется целями группы. 
  • Создает видение будущего группы; строит стратегические планы, прорабатывает этапы достижения. 
  • Выстраивает работу на сегодняшний день, исходя из приоритетов будущего.  
  • Ясно формулирует цели, учитывая взаимовлияние различных факторов.
  • Интегрирует в целостную картину различный опыт других групп Дистанции. Учитывает опыт ошибок и успехов при формировании планов на будущее. 

Упражнения Дистанции: 

Основные: Развитие мышления, Думай на шаг вперед

Косвенные: ОЗР Результатника, Мои ошибки

Файлы:

Комментарии (1):

Ёлкин Юрий, 22 декабря 2022 г. в 20:58
Замечательный раздел и очень жизненно нужный. На первый взгляд есть следующие предложения: В Разделе “Шкала оценки” в категории “Лидер” предлагаю добавить:
 - активно занимается дальнейшим развитием знаний и опыта в области данной Компетенции. В компетенции “Ориентация на результат”:
 - в бизнесе довольно часто бывает ситуация, когда результат достичь не удаётся в поставленные сроки.
Надо уметь обрабатывать и такую ситуацию - принять решение “продолжать-отложить-отменить”, грамотно законсервировать проект, чтобы его можно было эффективно восстановить и продолжить. В компетенции “Постановка целей”:
 - надо учесть динамику бизнеса, цели могут менять “требуемые ресурсы”, “приоритеты”, надо уметь работать с очередью (стэком) целей - когда надо приостановить текущую работу и выполнить что-то внезапно-срочное и вернуться к текущей работе. В компетенции “Эффективное общение”: - можно добавить - уметь вдохновлять и заряжать коллектив и окружающих на успех и победу. В компетенции “Гибкость и адаптивность”: - уметь отделять бизнес от себя - вплоть до “ничего личного”, и одновременно “вкладывать душу” в бизнес, уметь включать и выключать личную привязанность. В разделе “Управленческие компетенции”:
 - можно добавить “Управление ресурсами” (можно и не самостоятельной компетенцией,
 - если есть “Стратегическое”, то должно быть и “Тактическое” мышление. В “Системный подход”:
 = можно добавить: понимает взаимосвязи и зависимости в системе, видит последствия воздействия на одну часть системы для всей системы, включая ближайшее окружение системы.

Материалы по теме:

29 окт. 2020 г.
Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека
Уважающий себя работодатель ценит личностно адекватного сотрудника.
01 мая 2019 г.
Вам нужны сотрудники на «5»?
Давайте признаемся честно: сотрудники на «5» с вероятностью на 80% к вам в компанию не придут. Важное замечание: это не касается лидеров рынка. Не согласны?
01 окт. 2022 г.
Идеальный сотрудник — как воплотить мечту в реальность
Если начальству и подчиненным не удается найти общий язык, любая, даже самая гениальная, бизнес-идея обречена на провал.
07 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-6: Система «5К». Технология управления + психология управления
За свою карьеру Руководителя в бесчисленных попытках как-то систематизировать свою работу, в определенный момент я составил список всего, что делает Руководитель, и предпринял попытку этот поток сознания классифицировать.