Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции
Владеет ли конкретный человек нужными компетенциями? Как определить? В компаниях определяют на собеседовании или проводят Центры оценки и развития. Вы можете оценить себя самостоятельно или запросить обратную связь у коллег, с кем наиболее часто общаетесь. Обратите внимание, для оценки компетенции вы должны привести минимум 3 поведенческих примера из прошлого (за последние 2 года), подтверждающие проявление данной компетенции.
Что такое компетенции и зачем они нужны?
Компетенции — совокупность знаний, навыков и личностных качеств, проявляемых в поведении, которое можно наблюдать и измерять, и проявление которых позволяет эффективно выполнять свои задачи и функции.
Во многих компаниях, в которых внедрены лучшие мировые практики, существуют модели компетенций. Они используются как фильтр при поиске и найме персонала, для оценки и развития существующих сотрудников, при продвижении по карьерной лестнице. Компетенции — это ориентир эффективности.
А как вы можете применять их в жизни? Эта статья показывает, какие упражнения Дистанции необходимы для развития каких компетенций.
Шкала оценки
В компаниях целевой уровень 2 — соответствует ожиданиям:
Название уровня |
Балл |
Описание уровня |
|
Не соответствует ожиданиям | 0 |
Не проявляет ожидаемого поведения, не развивается в этом направлении. |
|
Требует улучшений |
1 |
Ожидаемое поведение проявляется нестабильно/ частично/ не во всех ситуациях. Компетенция находится на стадии развития, Дистантник нуждается в наставничестве и поддержке. |
|
Соответствует ожиданиям |
2 | Демонстрирует ожидаемое поведение во всех стандартных рабочих ситуациях. Компетенция развита на должном уровне. | |
Превосходит ожидания | 3 |
В ДОПОЛНЕНИЕ К УРОВНЮ 2 Проявляет компетенцию не только в стандартных, но и в новых, сложных ситуациях. |
|
Лидер | 4 |
ДОПОЛНЕНИЕ К УРОВНЮ 3 Демонстрирует выдающиеся результаты, является примером и признанным экспертом по данной компетенции. Оказывает коллегам практическую поддержку и помощь в формировании и развитии данной компетенции. |
В компаниях целевой уровень 2 — соответствует ожиданиям:
Компетенция |
Поведенческие индикаторы |
|
1. Ориентация на результат Умение достигать запланированных результатов в поставленные сроки. Настойчивость и энергичность в достижении результата |
Упражнения Дистанции: Основные: ОЗР Результатника, Результатник, Преврати лимон в лимонад, Если бы я любил, Не играю жертву Косвенные: Максимум жизни, Перевод жертвы в автора |
|
2. Постановка целей Планирование и контроль. Способность ставить четкие цели. Планировать и контролировать результат работы. |
Упражнения Дистанции: Основные: ОЗР Результатника, Вычерпываю плюсы, Цели на 1 год и 10 лет, Колесо жизни, Максимум жизни, Хорошо Косвенные: Перевод проблемы в задачу, Зажги своей идеей |
|
3. Эффективное общение Умение ясно и понятно излагать свои мысли, вести диалог с коллегами. Уверенно и спокойно себя чувствует на встречах. |
Упражнения Дистанции: Основные: Спринт Осознанная речь, Диалог, Повтор дословно, СП, Адекватный собеседник, Отвечаю на заданный вопрос, Нет категоричности, Не спорю, не перебиваю, Я — хозяин Косвенные: Тотальное Да, ПСД, Подстройки, Квадратное дыхание |
|
4. Гибкость и адаптивность. Открытость новому Способность сохранять эффективность в изменчивых условиях. Готовность обогащать свой опыт и изменять поведение в ходе общения с другими |
Упражнения Дистанции: Основные: Вычерпываю плюсы, Не играю беспомощность, Преврати лимон в лимонад, Перевод проблемы в задачу, Прошу помощь, Когда критикуют меня, Мои ошибки, Не спорю, согласие вслух, Хорошо Косвенные: Если бы я любил |
|
5. Сотрудничество и командная работа Результативная работа в условиях тесной кооперации с коллегами, установление и поддержание хороших деловых отношений с целью достижения намеченных целей. Работа на общий результат. |
Упражнения Дистанции: Основные: Задружиться, Железное слово, Хорошее отношение, Доверие, Не критикую, Позиции восприятия, Если бы я любил Косвенные: Не спорю, Умею слушать, ПСД, Зажги своей идеей |
|
6. Инициативность, внедрение идей по улучшению процессов Способность предлагать и предпринимать инициативы для достижения целей, быть проактивным. Стремление и умение инициировать улучшения существующих условий и процессов в работе. |
Упражнения Дистанции: Основные: Зажги своей идеей, Колесо успеха, Перевод проблемы в задачу, Если бы я любил, Мои ошибки, Развитие мышления Косвенные: Ускорение холерика, Позиции восприятия |
|
7. Решение проблем Способность Дистантника действовать настойчиво и изобретательно для решения возникающих проблем. |
Упражнения Дистанции: Основные: Перевод проблемы в задачу, Мои ошибки, Не играю Жертву, Прошу помощи Косвенные: Думаю на шаг вперед |
|
8. Лидерство Способность брать ответственность, вдохновлять других, обеспечить достижение эффективного результата, сплотить коллег. |
Упражнения Дистанции: Основные: Лидер, Лидер микрогруппы, Благодарность руководителя, Если бы я любил, Перевод проблемы в задачу, Вычерпываю плюсы Косвенные: Зажги своей идеей, Подстройки |
|
9. Ориентация на развитие Ориентирован на развитие, знает свои зоны развития, регулярно повышает уровень знаний для эффективной работы. |
Упражнения Дистанции: Основные: Мои достоинства, Цели на Дистанцию, Иду к успеху, Колесо жизненного успеха, Мои цели на год и 10 лет, ОЗР, Цели на дистанцию, Колесо жизни, Прошу помощи, Если бы я любил Косвенные: Зажги своей идеей, Максимум жизни |
|
10. Исполнительность и Ответственность. Дисциплина Исполнительность, держит слово, соблюдает дисциплину. |
Упражнения Дистанции: Основные: Армейская четкость, Результатник, Железное слово, ТМ, Синтонное общение, Спринт Распорядок дня Косвенные: ОЗР Результатника |
|
В компаниях с клиентоориентированным бизнесом в сегменте на конечного потребителя (B2C) 11. Ориентация на клиента (внутреннего/ внешнего) Понимает потребность клиента. Своим поведением поддерживает в компании подход к клиенту как к главной ценности. Действует в соответствии с запросами, ожиданиями и потребностями клиента. |
Упражнения Дистанции: Основные: Вчувствование, Если бы я любил, Забота о людях, Думай о результате, Внутренний переводчик, Обозначение намерений, Синтонное общение Косвенные: Согласие вслух, Поведение в конфликте, Без конфликтов, Нет конфликтогенов, Когда критикуют меня, Объяснения и оправдания, Критика без критики. |
Управленческие компетенции
Компетенция |
Поведенческие индикаторы |
|
1. Управление задачами Планирование, организация и контроль исполнения работы |
Упражнения Дистанции: Основные: ОЗР Результатника, Спринт ТМ, Руководитель, Речь руководителя, ППП Косвенные: Армейская четкость |
|
2. Управление людьми Управление эффективностью и развитием коллег |
Упражнения Дистанции: Основные: Руководитель, Управленец, Благодарность руководителя, ППП, ККЯ, Скрытые внушения Косвенные: Скрытые комплименты |
|
3. Навыки переговоров и влияния Умение эффективно вести переговоры, влиять |
Упражнения Дистанции: Основные: Говорю тезисами, Умею слушать, СП, Подстройки, ПСД, Я — хозяин Косвенные: Если бы я любил, Думай на шаг вперед, Я на месте собеседника, Спринт Осмысленная речь, Не спорю, Тотальное Да |
|
4. Системный подход Умение целостно и структурировано анализировать проблемы, делать верные выводы |
Упражнения Дистанции: косвенные: Ошибочка, Думай на шаг вперед |
|
5. Стратегическое мышление Способность предвидеть развитие ситуации и на этой основе планировать максимально эффективную стратегию управления |
Упражнения Дистанции: Основные: Развитие мышления, Думай на шаг вперед Косвенные: ОЗР Результатника, Мои ошибки |