Автономная этика: мораль самодостаточна

01 октября 2022 г. в 21:24

Этика автономная (греч. autos — сам и nomos — закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл.

Противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

Идея автономной этики содержится уже в воззрениях английских моралистов XVII-XVIII вв. (Шефстбери, Хатчесон и др.), в которых постулировалось существование особого морального чувства, независимого как от социальных условий, так и от телесной организации человека; тем самым мораль интерпретировалась как нечто изначальное.

Развернутое обоснование автономности морали было дано Кантом. В противовес превалирующей этической традиции и в прямой полемике со взглядами французских материалистов, выводивших мораль из «природы человека». Кант приписывает ей доопытный, априорный статус: не нравственные принципы должны быть приведены в соответствие с фактами человеческого бытия, а, напротив, само человеческое бытие должно стать воплощением изначально самоочевидных нравственных принципов. Своим выводам Кант придает также моралистический смысл, полагая, что поведение является нравственным только тогда, когда оно мотивировано исключительно уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внеморальных побуждений — себялюбия, стремления к счастью, социально-престижных моментов и т. д.

  • Этика

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Этика
Этика — (этос, «нрав, обычай») — исследование первопричин морали. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.