Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки
Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться — значит, у него самооценка объективно заниженная.
Если девушка перед каждым экзаменом переживает: «Ах, я не сдам! Ах, я совсем не готова!» — и при этом все экзамены сдает хорошо, то можно говорить о ее заниженной самооценке. Хотя более вероятно, что она просто любит переживать и привлекать к себе внимание.
Если человек знает, что он нечто может или нет — знает, потому что пробовал и проверял, — его самооценка адекватная. Адекватно высокая, адекватно средняя или адекватно низкая — но адекватная. Если же он не знает, а верит: верит что «Я смогу» или верит что «Не получится!» — скорее всего, его самооценка будет не вполне адекватной. Люди, привыкшие включать голову и полагаться на знания и опыт, а не веру и чувства, обычно имеют более адекватную самооценку.
В разных конкретных ситуациях у человека могут быть как адекватные, так и неадекватные самооценки. Сотрудник может (например) недооценивать свое умение налаживать контакт с клиентами, переоценивать свое умение отвечать требованиям шефа и адекватно оценивать свои умения строить отношения с коллегами.
Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. См.→
Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Нужно ли учитывать мнение просто окружающих? Это может быть полезным ориентиром, если ваш опыт еще совсем невелик, и едва ли стоит обращать внимание на мнение окружающих — не специалистов, если их оценки носят эмоциональный (позитивный или негативный) характер.
Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. Самооценка начинающего — часто либо занижена, либо завышена, поскольку он плохо представляет, о чем идет речь. Чем больше он работает, чем больше опыта получает — тем точнее умеет оценивать свои силы: что он реально умеет, а что нет.
Говорят, что тонут не неумеющие плавать, а те, кто немного научился, как раз потому, что страх они уже научились преодолевать, а силы свои оценивать — нет.