Проблема — задача
В нашей жизни происходит много разных событий, одни из них удачные, другие менее удачные. Одни вызывают приятные ощущения, другие наоборот. Но если внимательно посмотреть на всё, что происходит вокруг, то в какой-то момент понимаешь – на событиях не написано, какие они и не сказано, как на них реагировать. Просто мы привыкли одни события интерпретировать так, а другие иначе.
Самое приятное, что это только наш выбор, и мы можем его поменять. В Университете практической психологии учат этой технике, упражнение называется «Проблема – задача».
Да, многие события воспринимаются, как проблема:
- Им приходится уделять внимание
- Приходится искать их решение
- Приходится тратить время, чтобы что-то с ними сделать
Но можно значительно упростить себе жизнь, если просто называть такие события и ситуации по-другому. Не проблемами, а задачами. Просто потому, что они станут вызывать у нас совсем другие ассоциации.
Ради интереса, попробуйте произнести про себя два варианта фразы и прислушайтесь к своим ощущениям:
- Блин, это большая проблема
- Ого, а вот это интересная задача
Разница кардинальная, а ведь нам придётся работать в том состоянии, которое вызвала формулировка.
- Вот блин, теперь придётся следить за своими формулировками – проблема
- Прикольно, можно просто следить за формулировками и работать станет проще, интересная задачка
Важно, чтобы вы правильно понимали: задачи похожи на проблемы, им тоже надо уделять внимание, искать их решение и вкладывать в них своё время. Но в отличие от проблемы – с задачами это делать хочется, задачи – это интересно и их решение приносит ощутимую пользу.
Как правильно ставить задачи
Интересно то, что можно не только ставить задачи, но и улучшать их:
- Ускорять их решение
- Делать поиск решения приятнее и интереснее
В первую очередь надо обратить внимание на формулировку задачи. Формулировки бывают:
- Негативные – уход от чего-то плохого, борьба с чем-то
- Позитивные – стремление к чему-то хорошему, создание чего-то
Часто первым делом формулируется негативная задача – это нормально. Важно выработать привычку сразу переделывать негативные задачи в позитивные, просто потому, что их проще и приятнее решать.
Поставить негативную задачу просто:
- Хочу перестать со всеми ругаться
- Хочу не лениться
- Хочу избавиться от одиночества
Здесь пишется про уход от проблемы, но нигде не говорится – а как хочется, чтобы было? Нет мотивирующего фактора. Нет видения конечного результата.
- Можно добавлять себе мотивации
- Важно строить картинку, в которую хочется прийти
Для формулирования позитивной задачи удобно задавать себе вопрос: «А чего хочется? Чтобы КАК было?»
- Хочу научиться говорить с людьми тепло и доброжелательно
- Хочу научиться легко и с удовольствием браться за любые дела
- Хочу много интересного общения и встреч с людьми
- Хочу научиться формулировать все свои задачи позитивно, так, чтобы это происходило легко и незаметно
Когда это станет привычкой, это действительно будет происходить легко и незаметно, вы даже удивитесь, как можно ставить негативные задачи, а про формулировки проблем даже не вспомните.
Как выполнять упражнение
Упражнение удобно выполнять в два этапа.
I этап
На первом этапе задача научиться отслеживать формулировки проблем и задач. Пока не обязательно исправлять что-то или переформулировать, просто начать замечать, где формулировки задач, а где проблем.
Вы можете отслеживать как прямые формулировки в речи, так и внутреннее отношение к чему-то, как к задаче, а где к проблеме.
Вы можете отслеживать эти формулировки:
- В своей речи и мыслях
- В речи других людей: близких, друзей или коллег
- У героев фильмов, книг, в новостях
- Везде, где вам будет интересно
Если вам захочется – можно вести статистику. Каждый раз, когда будете в течение дня замечать формулировку, отмечайте количество в блокноте или на телефоне (удобнее, когда записи у вам под рукой). Обычно отмечают:
- Сколько раз за день были формулировки проблем
- Сколько раз формулировки задач
- Сколько раз захотелось и получилось переделать проблему в задачу
Часто бывает интересно собрать статистику за день, посмотреть какой процент. Ещё приятнее оказывается смотреть, как процент меняется день за днём и становится всё больше хороших формулировок.
Вот, как могут выглядеть записи первого этапа.
1 день
Проблемы – 12 Задачи – 5 Переделал – 3
2 день
Проблемы – 9 Задачи – 8 Переделал – 4
3 день
Проблемы – 5 Задачи – 11 Переделал – 8
Первый этап удобно вести в течение трёх-четырёх дней, потому переходить ко второму.
II этап
На втором этапе у вас уже есть привычка замечать формулировки проблем и часто вы уже превращаете в задачи. Теперь важно научиться:
- Превращать все проблемы в задачи
- Формулировать позитивные задачи
Для этого вот две главные задачи, которые можно успешно выполнять:
- Всегда, когда замечаете у себя формулировку проблемы, заменяйте её на формулировку позитивной задачи
- Всегда, когда человек рядом с вами приходит к вам с проблемой или рассказывает о проблеме – наводящими вопросами помогайте ему сформулировать позитивную задачу (кстати, можете ему рассказать это упражнение, пускай тоже тренируется)
Формулировать первое время удобнее всего в три шага:
- Проблема
- Негативная задача
- Позитивная задача
Когда вы заметите, что эти три шага вам уже не нужны – считайте, что вы выполнили упражнение.