Психолог и педиатр, или Консультирование в синтон-подходе
Автор: Татьяна Сорокина
Выпускница Университета практической психологии
Когда я начинала практику, я нередко выслушивала клиента в течение часа, пока он мне не расскажет всё о своей жизни, о всех своих личных неудачах и многочисленных проблемах. Вскоре я поняла, что эти потоки жалоб имеют очень малое отношение к тому, с чем собственно пришел клиент, и практически никак не помогает мне, чтобы я могла помочь своему клиенту... Можно, конечно, цинично радоваться тому, что время идет и денежки текут, но если думать о деле, то консультация должна быть другой.
Какой же? И я начала обращать внимание, как работают врачи. Врачи тоже помогают людям, но - по-другому.
Когда у меня заболевают дети, я вызываю врача-педиатра. В периоды демисезонья, когда начинается эпидемия респираторных заболеваний, он получает до 30 вызовов на дом ежедневно. Интересно наблюдать за его работой. Весь визит занимает 5-7 минут. За это время врач успевает зайти, снять верхнюю одежду, надеть бахилы, помыть руки, сделать осмотр ребенка, выписать лечение, одеться и уйти.
Собственно, сам осмотр и выписка лечения занимает 3-4 минуты.
Если так попробует психолог, это будет оценено как... как нечто странное... Так - не принято. Принято, что психолог-консультант должен выслушать развернутую исповедь клиента, а психотерапевт дополнительно к этому обязан пойти не только вширь, но и вглубь, искать причины происходящего с клиентом. На это может уйти несколько лет.
Если бы так работал наш врач-педиатр, сколько бы он осмотров смог сделать за день? Если бы приходил к каждому со всей историей болезней ребенка? Думаю, что 3-4 визита он смог бы сделать в лучшем случае.
Понятно, что мир души очень широк и разнообразен, но и наше физическое тело также безмерно сложная конструкция. До сих пор в практической медицине много вопросов, как лечить те или иные заболевания. Однако самые распространенные болезни квалифицированный педиатр сможет идентифицировать и прописать лечение, не знакомясь полностью со всей историей болезни ребенка. И я задала сама себе вопрос: действительно ли психологу каждый раз надо выслушать клиента "от и до"? Нужно ли в каждой психологической консультации погружаться вглубь проблем клиента?
Как показывает по крайней мере моя практика, основной запрос клиентов психолога: "Я не знаю, что мне сделать со всем тем, что у меня происходит в моей жизни". И здесь наиболее быстрый и эффективный способ помочь человеку (можно сказать, волшебная таблетка), - это не поддерживать поток жалоб, а перевести клиента в позицию Автора с первых минут разговора. На что стала бы похоже такая консультация? На предметный деловой разговор, так характерный для синтон-подхода. Клиент начинает жаловаться, психолог быстро переключает клиента на "А что бы вы хотели? Что вы ожидаете получить в результате консультации?" Не всякий клиент после этого переходит к делу, большинство продолжает пространные рассказы, но консультант его останавливает:
«Берите ручку, записывайте. Я готов/готова сейчас продиктовать, что вам надо будет сделать. У меня к вам вопрос: вы это сделаете? Я вам озвучу свои рекомендации тогда, когда вы мне скажете, сколько времени и сил вы готовы потратить на их воплощение в жизнь».
Конечно, работа психолога отличается от работы педиатра. Если вернуться к аналогии с приемом у врача-педиатра, то последний не заморачивается на тему того, а нужно ли брать обязательство у больного по поводу выполнения им предписаний. Педиатр может себе такое позволить, он знает, что таблетки он купит и рот полоскать (скорее всего) будет. Мы, психологи, еще такого авторитета не имеем, и в силу этого мы можем и обязательно должны уточнить, готов ли клиент выполнять наши рекомендации. Это тем более важно, поскольку взять обязательство – это прекрасный способ замотивировать клиента на действия, на работу. И вот на то, чтобы убедиться, что клиент мои рекомендации действительно понял, и не только понял, но они ему подходят, и не только подходят, но он действительно хочет их выполнять и сможет их выполнить - вот на это я время жалеть не буду. Это - действительно важно!
Сейчас, когда я стала работать в более директивном ключе, стала больше направлять клиента в нужную сторону и основное внимание уделять тому, чтобы мои рекомендации стали актуальными, действенными для клиента, результативность моей работы, как консультанта, стала выше. Спасибо Университету и моим преподавателям!