Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Зрительный контакт — основа эффективной коммуникации и просто то, что естественно для всех душевно здоровых людей.
Дети смотрят в глаза хоть родителям, хоть другим окружающим их людям — легко и естественно. Ребенок может подбежать к вам близко, прямо и спокойно посмотреть вам в лицо, в глаза — без всякой улыбки и не отвечая на улыбку вашу, — а потом так же спокойно и шустро развернуться и убежать. Посмотрел себе — и пошел дальше.
В процессе воспитания детей (чаще не вполне осознанно) учат в глаза не смотреть.
Подают естественный пример тем, как смотрят (точнее не смотрят в глаза) сами, иногда все говорят прямо: «Не надо смотреть так в глаза, это неприлично!», иногда просто начинают сердиться, когда ребенок глаза не опускает.
В результате ребенок взрослеет, отучается смотреть в глаза и тупеет, как и все остальные взрослые.
Тупеет — потому что лишает себя ценнейшей информации. Вся самая ценная информация о том, что происходит в душе человека — у него в глазах, у него на лице.
Впрочем, некоторые дети не поддавались этому давлению взрослых и продолжали смотреть на лица людей. Обычно эти люди позже становятся руководителями.
Смотри видео: во время разговора руководитель смотрит на сотрудника прямо, практически не отводя глаза.
По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбленные — от 60 до 80%. Руководители профессионалы — от 80 до 100% времени общения.
Для уверенного в себе и душевно здорового человека смотреть на собеседника, не пряча глаза — естественно.
А как правильно?
Иногда говорят, что нормально смотреть до 70% времени контакта, и, возможно, в этом есть некоторый смысл. А именно, большинству из нас полезно учиться в большей степени поддерживать контакт глаз, но во всем должна быть мера: если вы чувствуете, что человеку сейчас под вашим взглядом неудобно, отведите глаза и задумайтесь вместе с ним. А самое главное, видимо, не сколько времени вы смотрите на другого человека, а — как вы это делаете. Какой у вас взгляд — нервный или спокойный? Давящий или поддерживающий?
Поэтому, если вы решите тренировать умение смотреть людям в глаза, не совершайте традиционной ошибки: не надо пристально смотреть собеседнику на переносицу или в так называемый «третий глаз». Это делает ваш взгляд для собеседника давящим, а вы теряете обозрение лица собеседника в целом. Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих — это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность.
Хорошо, в переносицу смотреть не надо. А куда тогда смотреть? — Тут для многих ответ будет немного неожиданным. Скажите, а куда смотрит опытный водитель, когда ведет машину? В какую точку? Ответ: ни в какую, водитель смотрит широко, на дорогу в целом. Правильно, такой же будет ответ и в данном случае: отрабатывайте широкий, расфокусированный взгляд.
Пристальный взгляд на человека создает у него ощущение давления (что едва ли входит в ваши планы), а вас отвлекает. Если же вы смотрите на человека широким, немного расфокусированным взглядом, никуда точно, а просто в направлении человека, вы переходите преимущественно на периферическое восприятие: это вас не отвлекает, а все микродвижения лица человека бессознательно, сами того не замечая, вы ловите. А если вам человек еще и нравится, выражение вашего лица станет теплым.
Остальное — просто тренировка. Конкретное упражнение известно давно, оно называется «спокойное присутствие» — упражнение, тренирующее состояние покоя при восприятии происходящего. См.→
Самое трудное: смотреть в глаза человеку и одновременно с этим думать и говорить
Поддерживать с собеседником контакт глаз, когда человека слушаешь, на самом деле несложно, вы это или уже умеете, или без большого труда научитесь. А вот научиться смотреть на собеседника даже тогда, когда не только слушаешь, а говоришь сам — это труднее. Тут большинству людей (особенно женщинам) уже нужны специальные тренировки: начинайте это тренировать с самыми разными людьми, вначале не в самых значимых ситуациях. Некоторые подсказки вам в помощь:
Фокус внимания — на собеседнике. Исходите из того, что самый главный человек на свете – тот, кто перед вами. Однако это не значит, что ниже его, если ваша внутренняя установка: не он оценивает вас, а вы оцениваете его. А еще лучше — не оценивайте, а тепло поддерживайте и направляйте его. Впрочем, это уже техника следующая:
Контроль и поддержка. Когда вы что-то с собеседником делаете (хотя бы во внутреннем плане), ваш взгляд становится более энергичным, собранным, а состояние — более уверенным. Что можно делать, какие внутренние действия совершать? Да самые разные. В своем воображении можете поправить человеку прическу, наклонить голову влево или вправо, переодеть человека в другую одежду... — никто не будет сдерживать вашу фантазию. При этом учтите, что характер ваших внутренних действий будет отражаться в выражении ваших глаз, поэтому вашему партнеру стоит делать что-то доброе и разумное.
Одна из самых простых вещей, которую вы можете делать в своем воображении, это — контроль и поддержка. Как это делать? Одной рукой (например, левой) мысленно держите собеседника за плечо — это дает вам контроль за ситуацией, а другой рукой (так же мысленно) мягко поглаживайте его по плечу либо руке (это сделает ваш взгляд теплым).
Приучайте себя к естественному вчувствованию. Вчувствование — умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. При встрече с человеком, перед любым разговором мгновенно, первым делом постарайтесь впрыгнуть в этого человека, внутренне смоделируйте себе (примерьте к себе) выражение его глаз, линию его губ, напряжение или характерную линию шеи и плеч. Если вы привыкли это делать и вам это удается, вы читаете состояние все время общения с ним. Тренинг «Мастерство коммуникации».
Когда вы поймаете это состояние, вы более никогда не будете отводить глаза куда-то в сторону, потому что то ощущение единства с собеседником, которое вы почувствуете, дорогого стоит! Это дает и ощущение близости, и возможность максимально эффективно им управлять.
Комментарии (26):
У меня астигматизм, я тоже это заметил. (
Везде бы так.
Не получается смотреть в глаза другим людям, а если задерживаю взгляд на глазах собеседника, то получается слишком агрессивно, что вызывает ответную агрессию. Это началось со старших классов, после того, как несколько одноклассников меня травили и издевались в течении двух лет.
Значит, дело не собственно в "смотреть в глаза". Что добавить? Потренируйтесь на тех, кому вы доверяете, и начинайте относиться к ним как самым близким и добрым друзьям, тепло и доброжелательно. Запомните свое состояние, выражение своего лица и какие у вас глаза - и после этого начинайте все это переносить на других людей. Скорее всего, ваша ситуация изменится. И почаще улыбайтесь людям!
Николай Иванович, спасибо вам за совет!
А как научиться смотреть в глаза человеку, который тебе неприятен?
А чего на него смотреть-то. Держитесь от него подальше.
С улыбкой на лице. Жизнь коротка и, пока у вас есть зубы, нужно всем без исключения улыбаться.
))
Мне кажется смотрят в глаза те, кто внимательно слушают или те, кто не боится мнения или критики собеседника.
Как смотреть в глаза человеку который нравиться?
Очень просто, я вот почему-то именно ему в глаза смотреть не стесняюсь, а другим, кроме, близких людей, не могу.
"Впрочем, некоторые дети не поддавались этому давлению взрослых и продолжали смотреть на лица людей. Обычно эти люди позже становятся руководителями". и "Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих - это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность." Сами себе противоречите, или я вас не понял.
Почему противоречие? Смотреть в глаза человеку и разглядывать, осматривать человека, тем более пялиться на человека – это разные вещи.
Не могу смотреть в глаза девушке, мне хочется улыбаться, и чем больше я себя сдерживаю, тем сильнее хочется.
Аналогично!
Я живу в Германии. Моему ребёнку 6 лет. В трёхлетнем возрасте педагог сказал,что у моего ребёнка аутизм. Уже три года мы ходим по врачам. И вот сегодня мне психолог сказала, что поставить диагноз аутизма не может. Потому что у него нет аутизма. Но наш ребёнок не смотрит в глаза при разговоре. И не хочет играть с детьми. Ему интересно играть одному. А так у нас спокойный ребёнок не доставляющий проблем. Он собирает Лего мелкое и крупное, картинку из кусочков с 2 лет. С 4 лет знает алфавит по-русски и по-немецки. Считает до 100 на двух языках. Пересказывает сказки и мультики с 4 лет. Очень любит играть с машинками. Разбирать и собирать модельки машин. Одна проблема не смотрит в глаза и не общается с детьми. Поэтому в садик уже 3 года мы ходим по 3 часа. Подскажите, что мне делать, чтобы он смотрел в глаза собеседнику.
А зачем вам это нужно? "..Что мне делать, чтобы он смотрел в глаза собеседнику" - вы его хотите надрессировать, как собачку, чтобы он это делал по щелчку пальцев? У вас прекрасный ребенок, умный, послушный, интересующийся такими сложными вещами, на которые дети его возраста и смотреть не захотят - все сидят в смартфонах. Может ему просто неинтересно со сверстниками, он их умственно давно перерос. Но все равно пока остается ребенком, и то, что он не смотрит в глаза - это его особенность. Может только на время, а может и на всю жизнь. Господи, почему же мы, родители, хотим, чтобы наши дети были ну совсем совершенные, и ведем себя, как злейшие их враги! Замучили вы его своими придирками и походами по врачам. Уверена, что если бы его отдать на время пожить в другую семью, то через некоторое время он и друзей себе нашел, и все остальное наладилось. Мама, сходите сами к психологу!
Думаю, вы упустили начало истории. В Германии так принято - смотреть в глаза, когда разговариваешь, как в Америке. Ребёнок не смотрит, а все остальные смотрят, и даже педагог подумал, что это признак аутизма, и не зря, при аутизме такое бывает. А кто хочет, чтобы его ребёнка считали аутистом? Вы бы такого хотели? Да и что плохого в том, что у него будет такой навык? Руководителям, деловым людям, очень нужен такой в Германии, тк точно, даёт уверенность в том, что ты имеешь право смотреть, оценивать, требовать у собеседника внимания и тд. А вот это ваше про собачку - вообще неуместно. Можно также "А зачем вам нужно, чтобы ребёнок плавал, вы его что, хотите надрессировать, как собачку..." А зачем вам нужно, чтобы ребёнок на велосипеде катался, вы его что .... и тд." Думаю, с этим понятно.