Живые шахматы

01 октября 2022 г. в 21:55
Автор: Татьяна Мужицкая, психолог

...Несколько лет подряд вместе с моим коллегой и сотренером Сергеем Веревкиным и участниками нашего тренинга личностного роста каждое лето в выездном лагере на море мы играли в «живые шахматы». Идея заключается в том, что один человек хочет понять свою историю, разыграть ее, а все остальные ему в этом помогают. Придумали ее психодраматисты. Но, в отличие от канонов, мы решили не заставлять людей заранее выбирать какие-то роли, примерять их на себя. Мы решили сыграть в чистые «живые шахматы», на сеанс которых мы вас и приглашаем.

Ваш ход! Не убегайте!

В живых шахматах, естественно, нет соперников, никто не выигрывает и не проигрывает, но у человека есть возможность понаблюдать за системой в целом и осмыслить какие-то моменты, происходившие в его жизни и происходящие сейчас, увидеть угрозы, которые могут случиться, а потом в зависимости от поведения, найти сильные стороны и ресурсы.

Итак, присоединяйтесь к большой шахматной игре. Берег моря. Тренинг личностного роста, который проводят Сергей Веревкин и я. Каждый день у нас была такая игра, поэтому каждый мог побывать в роли разыгрывающего партию и в роли фигуры. Фигуру выбирает человек, который делает расстановки. Вас же, уважаемый читатель, я приглашаю в зрительный зал.

Мы с Сергеем предпочли не заморачиваться с содержанием. Если мы посмотрим на все мексиканские сериалы, то это чистой воды шахматы, где один персонаж переместился в другую клетку, все рыдают и вытирают слезы, и гадают, какой же будет следующий ход. Мы решили обойтись без сериала. Нам интересно было как раз наоборот как можно меньше включать «социальные мозги», которые предписывают, что мужчины должны быть такими, а женщины – эдакими. Ведь если мы посмотрим на окружающий мир, мы заметим, что женщины бывают очень разными и мужчины и подавно.

Итак, вот партия. Выходит Даша и говорит, что хочет разыграть сцену из своей жизни. «Мне очень интересно, почему мой муж…» - начинает она. «Стоп, стоп, Аня! - останавливаем мы ее, - не рассказывай нам историю, чем меньше мы будем знать подробностей, тем больше шансов, что мы действительно сможем проявить реальную, системную расстановку, считываемую с тела. Все иное для нас только лишний фон. Давай попробуем ориентироваться только на ощущения тела».

Мы говорим «живые шахматы», потому что все движения будут иметь значение. Сколько там действующих персонажей? Даша начинает перечислять: мой муж, мой сын… Мы ее снова перебиваем: «Это неважно! Не говори нам, пожалуйста, ничего, твоя задача – сказать, сколько всего будет персонажей: персонаж № 1, №2 так далее». В истории Даши оказалось 5 персонажей. Мы попросили Дашу выбрать из всей аудитории (а в группе 20 человек, выбор богатый) «актеров» , дать им номера, но до конца игры не говорить, кого они должны играть. Очень часто народ подсознательно выбирает именно по сходству набора моторных полей, а вовсе не по внешней схожести.

Кстати, у Даши получилось смешно: почему-то на роль своего мужа она выбрала маленькую хрупкую девочку. На роль сына попал двухметровый здоровенный амбал (но это уже потом выяснилось). В роли бабушки (что потом оказалось полной неожиданостью для нас) оказалась молодая, красивая, сексапильная женщина в короткой юбке и с длинными ногами. И очень важно посмотреть, кого человек выбирает на роль себя, потому что на роль себя он тоже должен выбрать кого-то. Часто бывает выбран, кстати, некий «моторный двойник», который не похож лицом, телосложением и возрастом, но очень похож движением, реакциями, интонациями, и как результат жизненными стратегиями.

После того, как герои выбраны (и, напоминаю, никто им не говорил, кто кого играет, это пока пять фигур с номерами), Даше предлагается каждого героя разместить в пространстве.

Есть некое шахматное поле, о котором мы договариваемся, 10 на 10 метров. Все сидят по краям, никто не может пересекать его границы, кроме игроков. Немного забежим вперед, приоткроем «завесу тайны» для читателя, чтобы интереснее было наблюдать. Сама женщина хочет разобраться вот с какой ситуацией: почему вдруг неожиданно для нее ее муж устроил скандал, выгнал ее из дома вместе с сыном. И она хочет понять, что происходит и что делать дальше. Но из присутствующих никто пока об этом не знает.

Даша начинает выставлять персонажи, как душа лежит, в порядке их значимости для нее. Персонаж № 1 занимает свое место первым. А дальше начинается самое интересное. Есть масса возможностей расставить остальных, поле огромное, однако оказывается, что персонаж №1 и персонаж №2 стоят рядом, чуть ли не взявшись за руки (телесный контакт по правилам исключен), персонаж № 3 стоит строго напротив них, персонаж № 4 стоит в углу за спиной у персонажа № 1, а персонаж № 5 стоит боком и со стороны наблюдает за ситуацией. Правила игры такие: все персонажи перемещаются по очереди, согласно номерам, и поводом для перемещения служат основные правила.

Персонаж во время своего хода обязан совершить несколько действий. Он должен не только переместиться, а прежде назвать свое чувство. Именно чувство, а не мысли, не то, что он думает или как представляет стратегию своего персонажа. Ему не надо включать мозги, важно получить контакт с бессознательным . И даже не так важно, что он скажет о своем чувстве, потому что чувство не так-то просто обозначить, да и перечень чувств ограничен: радость, счастье, недоумение, разочарование, страх, злость... Интерес – это уже в меньше степени чувство. Итак, не так важно назвать, как дать возможность телу отреагировать притяжением либо отталкиванием, разворачиванием, либо расширением, то есть, проявить какую-нибудь из этих реакций.

Все персонажи расставлены, первого персонажа спрашивают о чувствах. «Чувствую агрессию! – отвечает он. – Злость». В связи с этим ведущий спрашивает: «Куда ты хочешь переместиться?» Есть масса вариантов, куда можно переместиться, чувствуя агрессию, можно приблизиться непосредственно к тому персонажу, который вызывает эту агрессию, и добиться его ответной реакции. Можно, наоборот, если это сворачивание, сбежать в дальний угол. Наша героиня действует парадоксально. Она говорит: чувствую агрессию, но перемещаться никуда не хочу. Вот вам, пожалуйста, неожиданно включилось поле пассивности! Как выяснилось в дальнейшем, эта стратегия преследовала Дашу пожизненно, ведь именно за нее играл первый персонаж.

Вопрос к персонажу № 2, который стоит рядом с Дашей: «Что ты чувствуешь?» «Тоже чувствую возмущение, агрессию», - отвечает он. «Хочешь переместиться? - Да, хочу». Надо сначала пальцем показать, куда, а потом переместиться. Этот шаг тоже очень важен, потому что сначала нужно осознать намерение. Бывает, человек начинает бродить по «доске», чего-то искать, потом меняет конфигурацию, расположение тела. Но если он заранее сказал, куда он хочет переместиться, туда он и должен стать.

«Я хочу переместиться вон туда!» - и он приближается к персонажу № 3 будто с намерением вызвать его на бой. Он расширен, не колеблется, и мы понимаем, что он непреклонен в своем намерении и доведет его до конца. Вся остальная публика может только предполагать, кто это, и все единодушно считают, что это и есть ее мужчина, уж больно по-мужски он себя ведет. Муж или, наверное, папа. Он подходит к маленькой хрупкой девочке, нависает над ней сверху. Маленькая хрупкая девочка - персонаж № 3, сейчас ее ход. До этого у нее уже прошло несколько чувств, она видела, что на нее направлены эмоции. «Что ты чувствуешь? - Чувствую страх. - Хочешь переместиться? - Да! - Куда? - Вон туда!» - показывает она, и перемещается за спину персонажа № 1. Прячется!

Следующий ход персонажа № 4, который стоит в углу. «Что ты чувствуешь? - Чувствую радость! - Хочешь куда-нибудь переместиться? - Нет, не хочу, мне и здесь все очень нравится!» Вот и бабушка, как впоследствии оказалось, которая из своего «угла» подзуживает пару и пасет всю эту чудесную ситуацию.

Персонаж № 5. «Что ты чувствуешь? - Чувствую отстранение. - Хочешь куда-то перемещаться? - Да, хочу. В самый центр событий!» – говорит персонаж и подходит вплотную к персонажу № 1. Персонаж № 1 сжат с двух сторон: за спиной у него очень близко персонаж № 2, персонаж № 5 стоит перед лицом. «Что ты чувствуешь? - Чувствую точку и безысходность. - Куда хочешь переместиться?» Но у персонажа продолжается сжатие. «Никуда!» Он снова остается на месте. Безумно интересная партия, а главное – со стороны же все понятно! Так и хочется воскликнуть: ну что же ты там стоишь, как истукан, ну сделай же шаг! Ну отвернись хотя бы! У девочки, которая главное действующее лицо, уже слезы на глазах: «Откуда они все знают? Так все и было!» Мы ей говорим: «Молчи и просто смотри!»

А дальше игра продолжается, и по условиям игры она продолжается до тех пор, пока все персонажи не окажутся довольны своим местом, либо не все будут довольны, но перемещений никому уже больше не потребуется. Это будет означать, что система пришла в гармонию. Еще несколько ходов и перемещений, и можно уже писать сценарий сериала. В результате свекровь побывала и рядом со своим сыном, и в диаметрально противоположных концах с ним. Героиня с мужем успели и поругаться, и полюбить друг друга. Эти эмоции сразу видны по положению тела. И кстати, влюбленность и страсть – это когда глаза в глаза, мир исчезает, а любовь более спокойная и семейная – это когда люди просто стоят рядом и смотрят в одну сторону (да здравствует Экзюпери!)

Потом, когда все фигуры вроде угомонились, фактически - встали в круг, причем естественным путем, сами по себе, никто не говорил им так вставать, в этот момент наша главная героиня, которая до этого почти не двигалась, вдруг заявляет: «Да, у меня есть желание переместиться!» И через все поле бежит в другой конец, чтобы оттуда посмотреть в спину всем стоящим. Это вызывает волну новых передвижений, и опять муж оказывается на другом конце (при том, что мы с вами знаем, что это муж, а для зрителей и участников хрупкая девочка). Но вот снова все рано или поздно гармонизируется. И снова, как только система приходит в равновесие, у главной героини загораются глаза: «Я хочу переместиться!» И на этот раз она «вызывает на бой» свекровь.

Наконец-то новое удобное для всех расположение опять найдено: на этот раз встали в одну линию. Даша за это время уже и порыдала, и посмеялась до слез. Мы говорим: «Даша, ты видела, как все получилось, теперь вставай на это место сама и говори уже о своих чувствах». Она встает на место своего персонажа, мы видим у нее на лице сначала удовлетворение, потом вдруг замечаем все тот же блеск в глазах: «Чувствую радость, хочу переместиться вон туда!»

Группа реагирует взрывом хохота: «Даша, теперь тебе понятно, отчего в жизни «покой тебе только снится?» После этого фигуры на поле в очередной раз совершают ход за ходом, и наконец разворачиваются в другую сторону примерно в той же конфигурации. Причем, заметьте, ведь мы играем не по смыслу, не по тому, кто куда должен пойти в соответствии с логикой сценария. Нет, все исходят исключительно из тех эмоций, которые возникают в соответствии с моторными полями в зависимости от расположения фигур. Поэтому чем меньше мы знаем о фигурах, которые вовлечены в игру, тем лучше.

Разбирать «партию» вовсе не обязательно, но мы говорим: если человек хочет, он может рассказать, кто был кем. Когда Даша рассказала, что хрупкая девочка – это муж, группа ахнула. Во второй раз ахнула, когда хрупкая девочка призналась, что почему-то очень боялась «этого мужика №2» - то есть сына. А в жизни у Даши все так и есть: сын-акселерат борется за свое место, а мама при этом на стороне сына. Сексуальная свекровь действительно оказывается незамужней женщиной с очень активным характером, которая устраивает свою личную жизнь, занимается строительством на даче, во все вникает и во всем участвует.

Пятый персонаж - прабабушка, мама молодой свекрови. Ее роль в игре была характерна тем, что о ней очень заботился муж главной героини, ее внук, потому что его мать, свекровь главной героини, своей матерью не занималась. Прабабушка наблюдала за ситуацией со стороны, и была таким серым кардиналом.

И все никак не могли добиться от Даши ответа на простой вопрос: почему, когда тебя все не устраивает, у тебя действует поле пассивности? Ведь если ты сделаешь просто один шаг в сторону, ты уже изменишь что-нибудь (и мы ей даже показали наглядно), ситуация уже не останется прежней, но твое бездействие способствует тому, что кризис усугубляется.

От перестановки персонажей результат не меняется?

Ну, дорогие мои, читатели, удалось ли мне втянуть в эту азартную роль наблюдателя-болельщика? Попробуем еще раз!

Следующую игру проводил Иван. Он захотел рассмотреть ситуацию на работе. Фигур было всего четыре. Одна чуть впереди, три стоят за ней в ряд. Это все. что мы сейчас знаем. Человек, который находится во главе группы, фигура № 1, говорит: «Чувствую энергию, ответственность, желание действовать, хочу переместиться…» И выступает на шаг вперед. Трое вслед за ним заявляют, что тоже хотят переместиться, и снова воспроизводят прежнюю конфигурацию. И вдруг персонаж № 2 говорит: «Чувствую напряжение и хочу переместиться вон туда!» И встает лицом к лицу с персонажем № 1. На лице Ивана в этот момент написан несказанный азарт. Персонаж № 3 говорит: «Чувствую возмущение и хочу переместиться вон туда». И становится как бы третейским судьей между персонажем № 1 и персонажем № 2. Персонаж № 4 говорит: «Чувствую отвращение и хочу переместиться в угол зала!» Уходит в угол зала и становится спиной. В этот момент у Вани уже от узнавания и хохота слезы на глазах. Персонаж № 1 тем временем с чувством возмущения перемещается к персонажу № 4. Тоже спиной к этим двум. Те снова перемещаются. Партия оказалась яркой, динамичной и короткой. Чем закончилась ситуация? Тем же, с чего и началась, только персонажи оказались повернуты в другую сторону. Персонаж № 1 впереди, персонажи № 2, 3 и 4 стоят ровно за ним, и всем хорошо. Когда мы спросили: «Ваня, что это было? Не хочешь ли прокомментировать?», Ваня ассоциировал себя с персонажем № 3.

Как выяснилось, на работе у Вани началось брожение, связанное с приходом нового начальника. «Я вам описал ситуацию, которая уже развивается недели три, - сказал он. - А вы мне показали, что закончится она ровно тем же. Видимо, когда эмоции улягутся, все равно все выстроятся именно в этом положении, потому что работу все любят и понимают, что начальник – профессионал. Но здесь у каждого своя истерика. Вот почему, как вы думаете, персонаж № 4 убежал в другой конец? Остальные все – мужики, а это единственная женщина, которая свой характер всем и показывает. А мы занимаемся переоценкой фондов, и поскольку она уникальный специалист, то, естественно, за ней все и побежали». Потом уже в Москве через месяц встречаемся: «Ваня, ну как?» Все так и оказалось: начальник впереди, все трое за ним, спокойствие восстановлено!

И вот так каждый день, партия за партией, мы проживали разные жизни, учились осознавать свои чувства и видеть чужие намерения.

Файлы:
  • Расстановки
  • Автор Татьяна Мужицкая

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Моторные расстановки
Моторные расстановки - психологическая процедура, запускающая движения людей на основе моторных полей. Обычно используется с диагностической или иллюстративной целью, хотя в случае инсайта наблюдателей может наблюдаться психотерапевтический или развивающий эффект.