Высшее образование: настройка образования
Автор: Николай Брусникин
Источник www.vedomosti.ru2
Споры о том, переходить или не переходить к двухуровневой системе высшего профессионального образования, продолжавшиеся более 10 лет, в прошлом. Правительством рассмотрен и одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», подготовленный Министерством образования и науки. Если законопроект пройдет через Госдуму, он вступит в силу с 1 сентября 2007 г.
Прежде всего разберемся, в чем суть предлагаемого законопроекта. В 1996 г. бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.
Сортировка профессий
Это согласуется с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в 2003 г. Его цель — создание к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования с взаимным признанием дипломов в странах-участницах, принятием системы сопоставимых степеней образования, а также введением двухуровневой системы высшего профессионального образования. При этом — и это российская специфика — наряду с бакалавриатом и магистратурой сохраняется еще один уровень — специалитет, традиционный для нашей страны, но не вписывающийся в рамки Болонской декларации. Причем по одним специальностям обучение будет осуществляться только по двухуровневой системе, а по другим — только в рамках специалитета. Таким образом, предложенным законопроектом не столько вводятся новые уровни высшего образования, сколько сортируются специальности: категория «для внутреннего пользования» и категория «для конвертирования». И это разделение в соответствии с законопроектом будет устанавливаться правительством Российской Федерации, а не возникать в результате включения конкуренции и иных рыночных механизмов, не устанавливаться рынком труда, работодателями. (Бизнес сможет принять участие только в подготовке бакалавров и магистров.)
Государство, заинтересованное, во-первых, в наиболее эффективном расходовании средств и, во-вторых, в обеспечении кадрами тех отраслей экономики или социальной сферы, от которых непосредственно зависит его устойчивое функционирование (а именно: армия и госбезопасность, здравоохранение и образование, транспорт и др.), берет их под свою опеку, оставляя специалитет. Здесь будут сосредоточены основные бюджетные средства, выпускники получат гарантии трудоустройства и престижные дипломы (статус последних при таком подходе неизбежно повысится).
Что будет с остальными? У них будет больше свободы и больше рисков. Три-четыре года обучения на первой ступени, а затем — выбор: продолжать учебу (здесь можно сменить специальность, но вступительный экзамен придется выдержать в любом случае) или пойти работать (возможно, с тем, чтобы учиться дальше через некоторое время). Конечно, у этих специальностей будет более скромная бюджетная поддержка, но они (и это цель) должны стать ближе к рынку, к бизнесу, к потребностям коммерческих работодателей. Кроме того, именно у них будет больше стимулов, хотя бы и формальных, воспользоваться возможностями обучения за пределами родного вуза, стать мобильными.
Что может бизнес
В сложившейся ситуации роль работодателей сложно переоценить. В ситуации, когда государство будет мотивировать обучаться нужным для него профессиям, поддержка образования бизнесом совсем уже перестает нести филантропическую нагрузку. Бизнес будет вынужден сам ковать себе кадры. Важно, чтобы он оказался готовым к выполнению этой задачи.
Прежде всего нужно, чтобы изменения, происходящие в системе образования, были понятными и прозрачными. Например, несмотря на то что все три способа получения высшего образования — бакалавриат, магистратура и специалитет — формально являются полноценными, они не равноправны в глазах работодателей.
Большинство работодателей не знакомы с тем, какие изменения происходят в системе образования, каков их практический смысл и как они влияют на уровень подготовки выпускников. Опросы работодателей показали, что они мало знают о бакалавриате как таковом. Зачастую бакалавр для них — это недоученный специалист. Понятно, что при таком отношении бакалаврам трудоустроиться будет крайне трудно. Реализуемые реформы предполагают, что во время учебы на первой ступени высшего образования студент получает основу, затем он приобретает профессиональный опыт, а потом уже (если захочет) выбирает направление в магистратуре. Таким образом, уровня бакалавра вполне достаточно для выполнения большинства работ, не требующих узкопрофессиональных знаний. Но мало кому из работодателей это известно. В ходе опроса работодателей, проведенного «Деловой Россией», было выявлено, что работодатели, которые знакомы с содержанием реформ российского высшего образования, поддерживают эту схему. Но, к сожалению, работодателей, знакомых с направлениями развития образования, меньшинство.
Следующая проблема заключается в том, что запросы работодателей и предложение со стороны системы образования во многом не совпадают. Это работодателям хорошо известно, и поэтому для них, как правило, не важно, что написано в дипломе — бакалавр, специалист… И понятно, что только введение новых названий не изменит суть обучения.
Сейчас система оценки выпускников работодателями сильно отличается от вузовской. Во многом она «заточена под задачу». Вузовское образование дает хорошую академическую подготовку, но практическая составляющая оставляет желать лучшего. В сложившейся ситуации работодатели вынуждены сами доучивать и переучивать работников, решая тем самым проблему нехватки практических навыков и необходимых компетенций. Поэтому корпоративные образовательные программы набирают обороты. Сейчас они в основном нацелены на то, чтобы переучить или доучить дипломированных специалистов, на профессиональную подготовку которых уже были потрачены средства. Если же выпуск бакалавров станет массовым, работодатели сами смогут учить работников профессиональным навыкам и компетенциям, исходя из внутрикорпоративных целей, не дублируя деятельность системы образования и повышая тем самым качество подготовки. Это приведет к тому, что работодатели получат квалифицированных специалистов, а нагрузка на бюджет будет снижена.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что эффективность законопроекта требует проверки временем и проблем переходного периода не избежать. Наша негибкая система образования не перестроится в одночасье. Поэтому сейчас, как никогда, значимы разнообразные инструменты настройки рынка образовательных услуг, позволяющие отслеживать происходящие изменения и вносить необходимые коррективы.