Время на озарение
Озарение — это обнаружение того факта, что происшедшая неожиданность не была случайно выбранным действием или стечением обстоятельств, а имеет логическую или смысловую связь с тем, что случилось непосредственно перед точкой неожиданности.
Над шуткой, которая «не доходит» достаточно быстро, — не смеются. Время на озарение, чтобы человека «осенило» после созданной у аудитории неожиданности — не более 10 секунд.
Наблюдения показывают, что между неожиданностью и озарением проходит некоторый интервал времени. Он несколько длиннее, чем то время, которое было бы затрачено на понимание произнесенных после точки неожиданности слов, не будь этого эффекта неожиданности. Это естественно: человек не предсказал заранее некоторые параметры, так что ему приходится получать их заново.
Приведу пример из кибернетики. Процессор — главная микросхема в компьютере. Ее назначение — читать, разбирать и исполнять команды. Эти операции (чтение, разбор и исполнение) можно делать поочередно для каждой новой команды. Однако это плохой способ. Лучше разделить схему процессора на три части: кэш, предвыборку и исполняющее устройство. Пока исполняющее устройство обрабатывает 102-ю команду, устройство предвыборки разбирает 101-ю команду, а кэш читает 100-ю. Три части процессора действуют параллельно и согласованно, ускоряя работу всей микросхемы в три раза (в лучшем случае). Но иногда оказывается, что обработка очередной (102-й) команды заставляет процессор начать исполнение с другого места. Это означает, что подготовленные кэшем и предвыборкой данные нужно выбросить и начать работу с другого места. В результате, работа процессора ненадолго замедляется до нормальной, а не утроенной скорости.
Примерно то же самое происходит при аниксе. Человеку не удается предсказать заранее, что будет сказано и наступает некоторая пауза, задержка в понимании. Недаром анекдоты устроены как простые и неожиданные загадки: надо быстро оправиться от неожиданности, а потом разгадать, что же имел в виду говорящий. Поиск отгадки не должен занимать много времени. Не более 10 секунд. Иначе смешной эффект исчезает. Почему это происходит — можно гадать, но это уже совсем другой вопрос.
Еще более важно, чтобы озарение наступало разом, резко, почти мгновенно. Если озарение наступает поэтапно, как при решении задачи, то смешного эффекта не будет. Это значит, что искомая разгадка должна быть очень простой, неразделимой на много шагов, каждый из которых надо отгадывать последовательно. Озарение должно наступить быстро — не более, чем за 1, максимум 2 секунды после того, как человек начал догадываться о разгадке. Тогда возникает этот самый эффект — подобный вспышке, удару барабана или толчку, который внешне разряжается в смех или улыбку.
Итак, размышления аудитории сразу после точки неожиданности мы можем разделить на три быстрых этапа. Первый — небольшая задержка с пониманием значений слов. Не более секунды. Второй — поиски озарения, то есть какой-то логической или смысловой связи между ловушкой и развязкой. И третий — собственно озарение, обнаружение и окончательное осознание этой связи. Не более 1-2 секунд. И на все в сумме не более 10 секунд.