Времена глаголов

01 октября 2022 г. в 21:53

Автор: Дмитрий Романов

Выпускник Университета практической психологии

 

В русском языке существует три основных времени глаголов:
  • Прошедшее
  • Настоящее
  • Будущее

Помимо этого есть ещё одна форма глагола — неопределённая форма. Её можно рассматривать как отдельное время.

Каждое время преследует свою собственную цель. Каждое время уникально, оно привносит в текст свой оттенок, свои ощущения.

Прошедшее время

Прошедшее время — описательное. Оно создаёт размеренный стиль, спокойный, уютный. Лучше всего с помощью прошедшего времени описывать результаты. Прошедшее время самое распространённое в русском языке.

Примеры:

«После тренинга, я понял, что самым важным для меня было…»

«Я запланировал следующие шаги…»

Настоящее время

Настоящее время динамичное. Оно создаёт очень живой стиль, подвижный, чаще всего настоящее время описывает действие. С помощью настоящего времени удобно описывать чей-то (возможно свой) образ в будущем, планы контракта.

Примеры:

«Я говорю чисто, моя речь звучит образно и ярко».

«За месяц я выполняю следующие упражнения…»

Будущее время

Будущее время лучше всего для построения образа. Оно описательное, очень уютное и размеренное. С помощью будущего времени удобно показывать цикличность, повторение, рисовать типичные образы.

Примеры:

«Бывают такое настроение, что выйдешь из дома и захочется улыбаться каждому встречному».

«Некоторые люди только войдут в помещение, как у всех сразу подымется настроение».

«Я обязательно стану лучше и добрее к людям».

Неопределённая форма

Неопределённая форма похожа на настоящее время. Она динамичная, описывает действие, с помощью неё удобнее всего формулировать цели контракта. В то же время, неопределённая форма выглядит более безличностной, в этом смысле она психологически безопаснее, чем настоящее время, но и часто отделяет поступки от субъекта.

Примеры:

«Планы на месяц: выполнить не менее четырёх упражнений и оформить следующий контракт».

«Очень важно помнить о следующих пунктах…»

Для сравнения

Для сравнения, сформулирую одну и ту же фразу в разных временах. Заметьте, насколько сильно они отличаются:

Прошедшее: «Я выбрал упражнение солнышко» — констатация факта.

Настоящее: «Я выбираю упражнение солнышко» — решительность, нацеленность на результат.

Будущее: «Я выберу упражнение солнышко» — планирование, размышление.

Неопределённая форма: «Выбрать упражнение солнышко» — безличностная, механистическая решимость.

Я специально проанализировал работы нашего потока: большинство статей «Работа практического психолога» были выполнены в прошедшем времени, «Базовый тренинг» — в прошедшем и настоящем, а большинство контрактов на дистанции — в настоящем времени и неопределённой форме.

В зависимости от цели работы даже не осознанно мы выбираем подходящее время.

Ещё одной особенностью является то, что «призыв к действию» есть у всех времён, кроме прошедшего.

Настоящее: «обязательно читай».

Будущее: «ты прочитаешь».

Неопределённая форма: «рекомендую читать».

Если вы хотите наполнить текст призывом, лучше всего использовать настоящее или неопределённую форму.

Вывод: времена глаголов сильно влияют на текст, следует использовать времена осознанно, каждое время для своей задачи. Всегда анализируйте, почему вы используете именно это время, а не какое-либо другое. Чтобы определить какое время подойдёт лучше, стоит попробовать сформулировать несколько предложений в каждом из времён и выбрать наиболее подходящее.

  • Создание текста
  • Автор Дмитрий Романов
  • ЛАТ

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Глаголы в тексте
Отглагольные существительные упрощают работу автора, но усложняют текст для читателя. Ярким примером могут быть отчёты советских времён: «Нами было произведено повышение качества выполнения работ на предприятии». Хотя можно сказать гораздо проще: «Мы повысили качество работы предприятия».
01 янв. 2010 г.
Логический анализ текста
Логический анализ текста — это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавливать логику написанного текста и логику мышления автора, писавшего текст. 
01 окт. 2022 г.
Словарный запас
Чтобы увеличить словарный запас, необходимо переносить слова из Пассивного словарного запаса в Активный. Тогда вы будете использовать достаточно редкие слова, при этом вас будут понимать окружающие.
01 окт. 2022 г.
Создание текста
Свой текст нужно сделать понятным, ярким и живым, поэтому поговорим о вашем речевом стиле. Текст бывает пустым, а ваш должен быть - густым, поэтому убирайте легковесные слова и увеличивайте свой словарный запас. Сделайте свой текст динамичнее - используйте настоящее время глаголов.
01 окт. 2022 г.
Текст без лишних слов
Выбрасывайте лишние слова из текста Текст бывает легковесный, а бывает густой. Густой текст выглядит зрело, весомо, он обладает фактурой, легковесный текст скорее молодёжный, не серьёзный, аляповатый. Конечно, многое зависит от целевой аудитории, но для психолога густой текст предпочтительнее.