Воспроизведение
Воспроизведение (англ. recall, reproduction) — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную).
Воспроизведение бывает:
1) Непроизвольным
При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение. Непроизвольное воспроизведение может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание воспроизведения определяется в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека.
2) Произвольным
Произвольное воспроизведение, называемое также припоминанием, составляет основу множества процедур (методов, методик), применяемых при изучении памяти человека, — методов воспроизведения, в которых испытуемого просят воспроизвести полностью или частично, но как можно точнее, то или иное содержание из прошлого опыта.
Реконструкция материала при воспроизведении
Воспроизведение — активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция материала при воспроизведении впервые была детально изучена Ф. Бартлеттом (1932).
Бартлетт установил, что воспроизведение представляет собой не чистую репродукцию угасающей в памяти информации, а интеллектуальную реконструкцию, которая:
а) проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала;
б) зависит от большого числа факторов, в т. ч. от мотивов, целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д.
А. А. Смирнов (1966) детально проанализировал конкретные формы отступлений от подлинника, наблюдаемых при воспроизведении. Основные из них следствия:
- обобщение того, что в оригинале дано в развернутой, детализированной форме;
- конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде;
- замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу;
- перемещение отдельных частей;
- объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой;
- дополнения, выходящие за пределы оригинала;
- искажения смыслового содержания оригинала.
Как заметил С. Л. Рубинштейн, подобные трансформации материала по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри воспроизведения.