Упражнения по невербалике
Упражнения на отработку навыков невербального общения можно разделить на две большие группы:
- Упражнения, направленные на развитие собственных жестов и мимики.
- Упражнения, направленные на понимание невербалики других, на формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретацию.
Упражнения на развитие мимики и жестов
1. Развитие мимики.
Упражнение выполняется перед зеркалом. Придумать жизненную ситуацию и изобразить её мимически. Ситуации не обязательно придумывать самостоятельно. Можно воспроизводить мимику актеров в сценах из фильма. Хорошо воспроизводятся герои диснеевски мультфильмов, поскольку их мимику прописывают достаточно выразительно.
2. Развитие жестов.
Упражнения для утренней зарядки:
- гимнастика пальцев и кисти↑
- круговые движения и взмахи локтями,
- круговые движения плечами, с элементами «цыганочки»,
- наклоны, круговые движения корпусом,
- круговые движения тазом,
- рисование тазобедренными косточками в воздухе (можно рисовать цифры или буквы),
- упражнение на точку «сметь»: ноги на ширине плеч, прямые руки сцепить за спиной в плотный замок из пальцев, сохраняя прямые руки, получившийся замок потянуть вверх (как будто хотим коснуться затылка). В результате должно появиться приятное ощущение в районе плеч и лопаток.
Все упражнения лучше выполнять под музыку, в танце. Так движения встраиваются быстрее. Зарядку для пальцев, запястий и локтей полезно повторять в течение дня в перерывах между работой.
3. Ведение по точкам-импульсам↑.
Упражнение в паре. Выбирается точка – импульс. Например, плечи. Ведущий человек касается плеча второго участника (или обозначает касание на расстоянии 2-3 см от плеча) и ведет партнера по залу за эту точку. Смысл упражнения – понять, какими разными способами один и тот же человек может двигаться.
4. Формирование походки.
Учитывая ведущие точки – импульсы женской или мужской походки, сформировать и продемонстрировать походку. Усложнение задания: продемонстрировать походку в конкретной ситуации.
Например, женщина на работе (энергичная походка от колена, смелая походка от точки «сметь»), женщина на свидании (кокетливая и сексуальная походка попой), женщина на отдыхе (открытая, легкая походка от солнечного сплетения).
Упражнение на отработку и переключение походки можно отрабатывать по дороге домой, на прогулке или в офисе.
5. Формирование ситуативной невербалики.
Упражнение в группах. Предлагается описание ситуации. Группа продумывает невербальные проявления героя ситуации и демонстрирует сценку. Задача всех остальных участников – описать невербальные проявления героя и угадать, какую ситуацию показала группа.
Примеры ситуации: серьезный разговор с начальником, первое свидание и т.д.
Группа также может придумывать ситуации самостоятельно.
Упражнения для фиксации и интерпретации невербалики
1. Фиксация невербалики в тексте.
Наиболее удобными для наблюдения являются следующие параметры невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Однако при их фиксации нередко происходит достраивание несуществующих параметров: фиксируя жест, появляется представление о типичной для данного жеста интонации, фиксируя интонацию, сама собой додумывается мимика и т.д. Поэтому важно научить себя фиксировать только то, что действительно демонстрируется.
Упражнение состоит в том, чтобы по отрывкам текста определять, какие параметры невербалики в тексте описаны.
Например: «Девочка упрашивала маму взять домой бездомного котенка. Глаза девочки выражали надежду». В этом предложении мы видим описание мимики: «выражало надежду». При этом здесь нет описания интонации. Неизвестно, как девочка упрашивала: плакала, кричала, хныкала, была у неё требовательная интонация или просящая.
Упражнение можно отрабатывать на любых текстах, содержащих описание невербалики.
2. Режим видеокамеры.
Упражнение состоит в том, чтобы описывать мимику и жесты окружающих в режиме нон-стоп, фиксируя только наблюдаемые признаки и не допуская интерпретаций.
Например, неправильный вариант выполнения: «У Васи грустное лицо, а Маша веселая». Правильный вариант выполнения: «Уголки Васиных губ, скорее, направлены вниз, подбородок, скорее, опущен, чем приподнят, глаза, скорее, прикрыты, плечи, скорее, опущены, Вася держит в правой руке тетрадь, левая рука опущена вдоль тела. В это время Маша…и т.д.».
В этом упражнении важны скорость и переключение - последовательное описание невербальных проявлений множества людей.
3. Переключение параметров.
Упражнение выполняется в паре. Один человек говорит произвольный текст, другой дает ему команды – добавить выразительности одному из параметров невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Команды не должны чередоваться слишком быстро. В конце упражнения второй номер дает обратную связь: в чем наиболее ярко проявлялся тот или иной параметр невербалики первого участника.
В этом упражнении работают оба участника: первый отрабатывает собственные проявления невербалики, второй учится их фиксировать.
4. Описание и интерпретация видеофрагментов
Упражнение заключается в просмотре фильмов и видеороликов с выключенным звуком. Сначала описываются невербальные проявления актеров (преобладающая мимика, описание мимики по зонам↑, жесты и походка). После объективного описания высказываются предположения, какие чувства, эмоции, состояния испытывает герой видеофрагмента. Наконец, высказываются версии всего сюжета.
5. Описание и интерпретация в метро
В метро или любом другом людном месте посчитать - каких уголков губ у пассажиров больше: вверх или вниз? Больше оказывается тех, которые подсчитываем: считаем улыбки – их будет больше, считаем опущенные уголки губ – больше получится грустных лиц). Результат данного упражнения состоит в том, что при подсчете появляется видение некоторых промежуточных выражений лица.
Например: улыбка может быть беззаботная, задумчивая, насмешливая, скромная, открытая и т.д.
Следующий этап выполнения упражнения - выявить особенности невербалики, за счет которых одно и то же мимическое движение передает разные эмоции.
6. Игра «Мафия»
Упражнение состоит в том, что в процессе игры участники могут аргументировать свои решения только констатацией невербальных признаков.