Уедет ли майор
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Вводная
Майор перед выбором: он военный, сейчас (как бы временно) работает военруком в училище, привязался к своим воспитанникам, завязываются близкие отношения с воспитательницей этих ребят, Эмилией. С другой стороны, неожиданно поступает эксклюзивное предложение вернуться на службу с повышением. У воспитанников завтра важный конкурс. Бросить ребят и появившиеся мечты о счастливой семье?
Задача
Что должна сказать ему Эмилия — женщина, которую он бросает? Или (может быть, использовать другую формулировку) — как любящей его женщине провести разговор, чтобы майор остался?
Здесь, в этом фрагменте, ее попытка остановить майора не удалась. Как можно было это сделать более удачно?
Варианты решения
1
Подойти, как к близкому, деловито помочь собрать ему вещи, потом прижаться к его плечу. Постоять немного тихо и молча, как бывает при прощании близких людей. Оставаясь рядом с ним и глядя не на него, а в ту же сторону, куда и он, спросить: «Грустишь?» — после чего повернуться к нему, обнять, прижаться грудью и поцеловать. Потом, тихо отстранившись, но сохраняя с ним близость , сказать тихо и спокойно:: «Я понимаю, для тебя это очень важно. Мужчина всегда должен делать то, что он должен». Добавить: «Я тебя люблю. Я тобой горжусь». Держа его руку и снова глядя в ту же сторону, куда и он, но не в глаза, спросить: «Скажи, как мне лучше поговорить об этом с Тайгером? Мы можем ему сказать, что это ненадолго?»
Итого: сближение, физический контакт, формирование его чувств, понимание его решения, свои хорошие чувства к нему — и просьба помочь: просьба, в которой скрыто предложение подумать вместе о возможности не уезжать.
2
Э: Привет, зашла тебя проведать. (Дает ему подарок на память, желательно фотографию, говорит с мягкими интонациями).
Ты отлично поработал с ребятами — результаты налицо. Вот только... (хвалит и стимулирует к началу разговора).
М: Что?
Э: Они еще перестраиваются, прошло так мало времени.
М:...
Э: Они очень к тебе привязаны, если ты сейчас уедешь, все может вернуться обратно, к старым привычкам.
М: Я получил возможность вернуться к своему любимому делу.
Э: Твое любимое дело — здесь.
М: (колеблется) Я не знаю... Да и какой из меня учитель...
Д: Отличный! Спроси у ребят — они восхищаются тобой. Да, я видела, как ты командовал мальчишками. Удивительно. Сначала мне казалось, что ты ведешь себя с ними очень жестко. Да ты и сам помнишь, как я возмущалась твоими методами работы! Но чем дольше я наблюдаю за ребятам, тем больше понимаю — как много ты им даёшь. Еще год назад Васю обижала вся школа. Петю обзывали. Костя был этаким смышленым хулиганом, чьё будущее вызывало беспокойство… С тобой они становятся лучше, сильнее, взрослее, самостоятельнее. Спасибо тебе за них. Твоя работа значит для мальчишек очень многое. Я думаю, они будут помнить тебя всю свою жизнь и не раз скажут спасибо за эти уроки. Они гордятся тобой. Правда-правда! Рассказывают про тебя одноклассникам, а у самих лица довольные… И мне важно...(снова хвалит и стимулирует диалог).
МП: Что тебе важно?
Д: Если останешься, сделаешь из них настоящих мужчин. Я тебе помогу, вместе мы можем им помочь. Одной мне будет очень сложно. Ты мне нужен. (пока говорит, медленно приближается, берет Пейна за руки и целует — все, дело сделано).
После такого разговора Пейн останется. Успокоится, найдет свое призвание, дом и семью.
3
Девушка входит в комнату. Приветливо смотрит на Пейна и начинает подкатывать с помощью перечисления его заслуг.
«Джонни (предположим, его так зовут), привет! Со времени твоего приезда ребята сильно изменились! За три месяца ты много успел сделать. Дебилы и разгильдяи превратились в балбесов (смеется). Они возмужали, у них появился блеск в глазах. Теперь мальчики имеют общую цель и сообща идут к ней. Ты стал для них примером для подражания. Даже не смотря на то, что закапывал их в яму с грязью».
Говоря это, девушка плавно сокращает дистанцию. После фразы о яме с грязью Пейн смущается, теряет бдительность. Пользуясь этим, девушка заходит к нему сбоку-сзади и кладет руки на плечи и грудь. Есть! Теперь можно поговорить и о них двоих. Пришло время рисовать картинки американской мечты. Вроде той, что привиделась Майору на перроне.
«Я вижу нас с тобой около красивого белого домика, вокруг которого расстелилась аккуратная зеленая лужайка. На твоей загорелой спине играют лучики солнца, пробивающиеся через листву. Раздается запах свежего жареного мяса. Тайгер бегает с пластмассовым пистолетом, поливая водой шмелей (прижимается к Майору).
И никакой косоглазый не подойдет к нам ближе, чем на километр. Он знает, что Майор Пейн грозен в любом состоянии и месте.
Как хорошо будет если ты останешься с нами! (кульминация. Смотрит Пейну в глаза, выражает легкую грусть и просьбу. Но на негативе не заканчиваем, по этому снова даем позитив).
Джон, ты — тот, кто нужен ребятам и Тайгеру. Тот, кто сделает из них настоящих мужчин».
После этого плавно снимает руки и уходит.
Теперь все должно получиться, Майор подумает и решит остаться.
План Б. Если все же Майор уезжает на поезд. Не факт, что он уже все решил и не повернет назад.
Девушке предлагается оставить хорошие воспоминания Майору. Это приятнее, порядочнее и повышает шанс возвращения Пейна.
«Джонни, спасибо, что подарил нам эти 3 месяца. Спасибо за чувство юмора и энергию. За собранных ребят и радость Тайгера. Мы будем тебя помнить и ждать когда ты уедешь. В школе тебя знают все. Особенно из-за мальчишек, бегавших в женских платьях. Только наш странный директор не будет о тебе вспоминать».
Наваливаем лапшу на уши. Тут важно время, чтобы нужный настрой успел передаться. Можно просто постоять и выразительно посмотреть в глаза. Передаем благодарность и признательность.
«Прощай, Джон».
Хлопает дверь и Хаммер трогается с места.
4
Входит в дверной проем, так чтобы ее было видна целиком (в фильме она частично прячется за дверной косяк, что может выглядеть как защитная позиция). Эмили открыта, она доверяет Пэйну, он для нее близкий человек, и она не ждет от него нападения. Возможно, дополнительно делает один-два шага внутрь комнаты: входит на территории Пэйна как друг, но деликатно (оба понимают, что ситуация непростая).
Руки можно оставить как и в фильме на груди, но изменить позу с защитной на «замерзшую» (когда человеку холодно и хочется согреться, то он приобнимает себя руками). Это невербальный знак, что от мыслей о предстоящем расставании Эмили становится зябко (с Пэйном тепло, а без него холодно). В общем, поза Эмили напоминает «промокшую девушку», когда у мужчины рефлекторно возникает желание снять с себя куртку, накинуть девушке на плечи, а потом обнять и согреть ее.
Голос теплый дружелюбный, мягкий, но с налетом светлой грусти, на лице полуулыбка.
— Привет, Пэйн. Вижу, ты готовишься к отъезду. Я отвлеку тебя немного — хочу с тобой поговорить.
Пэйн видит, что Эмили настроена дружелюбно, хотя и расстроена. Видимо, пришла попрощаться. Ему и самому сейчас непросто, и хочется закрыть всю эту ситуацию с расставанием на позитиве. Но сам он это вряд ли сможет сделать (эмоции не его конек), а Эмили вполне справится. Поэтому он согласится на этот разговор.
Эмили: — Знаешь, когда ты появился здесь и начал готовить ребят, я не очень то верила, что у тебя что-то получится. Твои приемы воспитания казались мне такими странными, дикими… мы даже несколько раз спорили с тобой по этому поводу, помнишь? (улыбается). А потом, я увидела, что ребята стали меняться: из обычных школьных оболтусов они стали превращаться в настоящих мужчин.
Эмили постепенно преображается. Ее голос усиливается, слова наполняются энергией, руки начинают свободно жестикулировать в такт словам. Она понемногу сокращает с майором дистанцию.
— Это удивительно, Пэйн. Ведь у нас в школе были и до тебя неплохие командиры, но никто из них ничего подобного добиться не смог. И я все думала, в чем же твой секрет? А сегодня поняла, ты просто действительно любишь этих ребят, вкладываешь в них всю свою душу. А дети это видят и отвечают тебе любовью.
Твое умение быть хорошими военным это порой важная и нужная работа. Я знаю, что когда ты вернешься в армию, то продолжишь с честью служить нашей стране. Но, Пэйн, подумай, ведь очень мало кто из хороших военных может быть еще и хорошим наставником для мальчишек. Нам будет сложно вновь найти такого сильного педагога как ты. С твоей энергией и подходом к делу ты можешь помочь стать настоящими мужчинами еще очень многим ребятам! Мне кажется это важно!
Голос Эмили стихает, она подходит к майору совсем близко и берет его за руки.
— А еще Пэйн, ты стал важным не только для ребят, но и для меня... Шла сюда, а в голову лезли всякие женские глупости. (Улыбаясь и как бы погружаясь в свои мечты) Представляла домик с белым забором, тебя во дворе, готовящего жареные сосиски, себя рядом с тобой и Тайгера...
Эмили пододвигается к Пэйну вплотную, ее руки уже обнимают его.
— Я хочу, чтобы ты знал, сейчас передо мной стоит мужчина, с которым хочу провести всю свою жизнь.
Эмили обнимает и целует Пэйна.
Пэйн:
Пэйн уже принял свое решение уехать, и не в его привычках это решение быстро изменить. Да, он сейчас услышал новые аргументы в пользу того, чтобы остаться. Но чтобы изменить свой выбор ему может потребоваться больше времени, чем идет диалог Эмили.
Поэтому будет неверно ждать от него ответа прямо сейчас.
Эмили:
Тут можно просто тепло уйти. А можно добавить небольшую игру в смущение от предыдущего «неконтролируемого» выплеска чувств.
Эмили как бы спохватываясь (смущаясь), что увлеклась своими чувствами и могла помешать майору.
— Я… Я, сейчас наговорила тебе тут всего… А тебе собираться надо… Ты извини (тепло улыбаясь)…
Начинает уходить.
Пэйн:
Здесь Пэйн скорее всего остановит уход Эмили, и будет готов изменить свое решение. Но даже если он этого не сделает сразу (растеряется под потоком нахлынувших чувств новых вводных), то всегда сможет сделать позже. Ведь диалог был теплым, дружелюбным и остался открытым. Эмили сделала свой ход, теперь ход майора :)