Треугольник Карпмана (НЛП)
Книга «Руководство к курсу НЛП-практик». Авторы - Андрей Плигин, Александр Герасимов, «Центр НЛП в образовании». Издание «КПС+», 2000.
Статья из главы 4. Важные коммуникативные модели
Один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений, а особенно профессиональных — это распределение ответственности между участниками коммуникации. Поэтому в дополнение к теме «Раппорт» мы хотим рассказать о модели коммуникации, описанной в социальной психологии под названием «Треугольник Карпмана», которая наглядно и доходчиво раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант — клиент, партнер — партнер, начальник — подчиненный и т. д. Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Участникам семинара, чьей профессией стало общение с людьми, знание этой модели помогает избежать неприятных последствий.
Поясним на примерах, о чем идет речь. К врачу приходит пациент и жалуется на болезнь (роль жертвы). Врач, читая карту больного, говорит: «Тот, кто вам все это выписывал, ничего не смыслит в медицине (роль преследователя). Это не помогает от вашей болезни. Я-то точно знаю, что вам поможет (роль избавителя)». Если вы спросите: «А может быть, предыдущий специалист действительно не компетентен?» — Мы ответим: может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а об установленной модели взаимоотношений. Сформировалась модель с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель».
Если вы включитесь в подобную модель отношений, то скорее всего наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступит в роли преследователя. А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли избавителя. Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли жертвы. Этот треугольник будет вращаться, а конфликт — расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей .
Порой очень непросто его остановить. Сложность состоит в том, что врач, не разделяя ответственности с пациентом, полностью берет ее на себя. Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.
Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.
Еще один способ попасть в треугольник — дать человеку совет: поступай так-то (это другой путь взять на себя чужую ответственность).
Но можно давать советы по-разному. Если уж НЛП-консультант и станет делать это, то скорее всего он использует «мягкий», косвенный способ. Например, скажет: «Я знаю одного очень талантливого человека, который в этой ситуации поступал так-то. Но я не уверен, насколько это вам может подойти». Такой совет не навязывается клиенту, а предлагается, остается выбор поступить по своему желанию.
Хорошим средством формирования косвенного распределения ответственности между клиентом и консультантом или партнерами по бизнесу, а также тренером и группой являются метафоры, содержащие такое распределение. Если вы участвовали в семинарах «НЛП-Практик», то можете легко вспомнить истории «Роза и садовник», «Восемнадцатый верблюд», «Все в твоих руках!»
НЛП-консультанту полезно заключить с клиентом, кроме письменного финансового договора, также и прямой устный договор о графике работы, примерной продолжительности сессии, ответственности за содержание и процесс работы. Если вы собираетесь делать какие-нибудь необычные упражнения, то это также полезно обсудить.
Глава 5. Что делает наше поведение автоматическим и как его изменить?
Павлов первым изучил структуру и действие самой рефлекторной дуги, а основатели НЛП, опираясь на имеющиеся знания, больше интересовались внешним проявлением этого процесса, его следствиями и практическим применением. Используя понятие якорь, НЛП сумело объяснить многие нюансы поведения человека. См.→