Тренинг: подростки, продолжение, встреча после лета
Автор: Наталья Берязева, психолог
Короткий тренинг, приуроченный к открытию новой школы
Возраст детей 14-16 лет.
С детьми я не виделась два месяца после выездного лагеря. Учебный год еще не начался, но три группы ребятишек, узнавшие о моем приезде, пришли на занятия.
Здорово было встретиться в новом прекрасном помещении. Да и я, если честно, по детям уже соскучилась. Так как я была в костюме, то первая часть была развлекательная. Мы разбились на две команды «Хрюшек» и «Квакушек». По моей команде мы хрюкали или квакали, а потом пели, то есть хрюкали-квакали на мотив известных песен. Хор получился замечательный!
Второе упражнение. Будь собой! Не стесняйся! Не носи маску! Дети разыгрывали сценки про зверей. Были и обезьянами, и крокодилами, и рыбками, и акулами. Причем мои ребятишки, все учатся в разных школах, за время нашего знакомства перестали стесняться, ведут себя естественно и непринужденно.
Третье упражнение. Работа с бессознательным. Упражнение из «Основ психологии» В.Столяренко. Нужно нарисовать дерево. Не задумываясь. По рисунку можно дать психологический портрет человека. Здесь рассматривается ствол, направленность веток, есть ли корни или нет и т.д. А самое главное, я после работы с детьми использовала этот метод на индивидуальной консультации, можно следить за реакцией «художника» и отмечать изменения в лице и в целом в поведении. Можно легко попасть в проблему. Школьникам это упражнение тоже очень понравилось. Это мне уже рассказывали родители, на которых их дети дома экспериментировали. То есть мы говорили о типе личности. Каким бывает человек и как это видно по рисунку.
Четвёртое упражнение. Из психогеометрии С. Деллингера - М.Аткинсона. Типология личности на основе выбора какой-либо фигуры. Предлагается: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Ребятам тоже очень понравилось это упражнение, так как попадание достаточно велико.
Пятое упражнение Дерево благодарности. С продолжением его дома. Мы сделали каркас из цветной бумаги и начали украшать дерево листиками благодарности. Каждый ребенок, во-первых, вырезал листики из цветной бумаги, затем писал на обратной стороне благодарность, тема была «Лето», и затем украшал ими дерево. Каждый ребенок вырезал по 5-7 листиков. Кто хотел, озвучивал благодарности. В самой старшей группе все дети озвучили все свои благодарности. Было очень приятно и происходящее трогало даже до слез. Позже, когда пришли родители, я им тоже показала наше дерево благодарности, они тоже были очень растроганы, потому что дома дети, как правило, редко говорят такие слова признательности. К следующей нашей встрече дети подготовят мне свое дерево благодарности, которое они будут дополнять каждый вечер.
Шестое упражнение Дерево желаний. Специально для открытия школы мы привезли дерево из леса, чтобы украсить его нашими желаниями. Его вкопали прямо у входа. Каждый ребенок брал цветную ленточку на выбор, я также объясняла, почему мы бессознательно выбираем тот или иной цвет, продумывал желание и завязывал его на дереве. Я объясняла, как правильно нужно желать. Чтобы желание относилось только к нему самому и зависело только от него. Не хочу, чтобы родители мне подарили мотоцикл, а я буду очень хорошо учиться, и за это мне родители подарят мотоцикл. То есть конкретное реальное желание, которое зависит от меня, а не от Деда Мороза или волшебной таблетки.
Резюме: Больше всего понравилась работа со старшими школьниками. Это уже вдумчивое общение. Приятно, когда ранее проделанные упражнения стали частью их жизни. Можно постоянно слышать от детей, не забывай правила "плюс-помощь-плюс". Или радостное приветствие всех новеньких учеников, или постоянный призыв: «Ошибочка! Работать!» Приятно, что после детей на консультации стали приходить по их рекомендации родители. Старшие школьники этой частной школы – идеальные участники тренингов. Они настроены на личностный рост. Подсказки принимают с благодарностью. Себе за тренинги ставлю твердую четверку, за открытие школы, промоушн и роль Натки-пиратки даже четверку с плюсом. Но два дня в таком темпе все-таки тяжеловато. Вывод как у Амосова – еще больше работать, чтобы меньше уставать!