Типология по Аристотелевским категориям
Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ.
Аристотель выделял в качестве главных категорий вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Как? Зачем? В жизни можно заметить, что разные люди предпочитают некоторые из этих вопросов и «забывают» про другие. Соответственно, если вы прислушаетесь к человеку и уловите главные, интересующие его категории, вам легче будет говорить на понятном ему языке. Не сделаете это — будете вызывать скуку, а то и раздражение.
Итак, перед вами —
Персоналист: Кто?
Для него важны люди, кто и с кем, и если его куда-то приглашают, то наиболее важный для Персоналиста вопрос: «Кто там будет?» А если вы его отправите в налоговую инспекцию выяснить результаты внеплановой проверки, по приезду он непременно расскажет о охраннике, с которым чуть не вышел конфликт, о прекрасных людях, которые его пропустили без очереди, и, главное, об инспекторе, который совсем не такой, какой был в предыдущей инспекции…
Вещист: Что?
Ему важны вещи и предметы. Если вы отправили в налоговую инспекцию не Персоналиста, а Вещиста, то он вам будет рассказывать, что там за здание, какие обои и календари в кабинете инспектора и на каком принтере было отпечатано заключение об итогах проверки. Впрочем, там же был и «трудный разговор», и «перекус в буфете: с соком» — дело в том, что для вещиста «вещами», как правило, оказываются и действия, для этого их достаточно упаковать в существительные.
Этот фокус получил название «номинализация»: любые живые глаголы и текучие процессы, например «ехать», «договариваться», «кушать» Вещист может сделать послушными вещами и называть существительными: «маршрут», «переговоры», «обед».
Внимательный заметит, что существительное «номинализация» есть продукт этого же фокуса…
Временщик: Когда?
Для Временщика самое важное — это время, а точнее, когда все это началось, когда закончилось и сколько длилось. Если вы даете ему задание ехать в налоговую, в первую очередь он посмотрит на часы и скажет, сколько ему нужно времени закончить дела. Возвратившись, он доложит вам о том, во сколько он выехал, когда наконец-то попал на прием, сколько все это продолжалось и когда теперь надо ехать в следующий раз.
Наместник: Где?
Место — это главная реальность для этого типажа, которого всегда интересует: «Где?» «Вы знаете, где, оказывается, теперь находится налоговая? Это куда вы посылали меня в прошлый раз, но немного дальше! Заключение от нашего инспектора у меня с собой, в портфеле, а следующий раз нам сказали подойти туда же!»
Процессор: Как?
Для Процессора очень важно КАК что-либо делать, ход процесса, и все происходящее он раскладывает на цепочку дел: прошлых и будущих задач. Рассказывая о своем походе в налоговую, вначале он детально опишет, как долго он не мог дождаться автобуса, после искал вначале нужное здание, потом нужный кабинет, как препирался с инспектором и какую кучу дел теперь надо делать в связи с полученным постановлением.
Философ: Зачем?
Философ живет ценностными представлениями о мире, ему важно отличить важное от ерунды, твердое от пустого. Итоги визита в налоговую он сформулирует кратко: «Ничего страшного, все нор-мально», а подробности рассказывать смысла не видит: «Зачем?»
Простой признак верной пристройки по словарю главных категорий — человек оживляется, говорит с интересом, глаза его блестят. В пристройке ошиблись — человек тускнеет, зависает и отвечает невпопад: точнее, в своих, а не в ваших категориях: «Когда вы прилетели в Москву?» — «Ну, это был очень длинный рейс: мы летели, летели, летели…».
Ситуацию, впрочем, немного облегчает то, что предпочитаемых главных категорий у человека может быть несколько: и две, и три, и чем более развит человек, тем более он категориально мобилен, интересуясь только (и всем) тем, что действительно важно для дела.
«Эффективная коммуникация:
от обсуждения разногласий к проведению эффективного совещания»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>