Типология по Аристотелевским категориям

01 октября 2022 г. в 21:50

Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ.

Аристотель выделял в качестве главных категорий вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Как? Зачем? В жизни можно заметить, что разные люди предпочитают некоторые из этих вопросов и «забывают» про другие. Соответственно, если вы прислушаетесь к человеку и уловите главные, интересующие его категории, вам легче будет говорить на понятном ему языке. Не сделаете это — будете вызывать скуку, а то и раздражение.

Итак, перед вами —

Персоналист: Кто?

Для него важны люди, кто и с кем, и если его куда-то приглашают, то наиболее важный для Персоналиста вопрос: «Кто там будет?» А если вы его отправите в налоговую инспекцию выяснить результаты внеплановой проверки, по приезду он непременно расскажет о охраннике, с которым чуть не вышел конфликт, о прекрасных людях, которые его пропустили без очереди, и, главное, об инспекторе, который совсем не такой, какой был в предыдущей инспекции…

Вещист: Что?

Ему важны вещи и предметы. Если вы отправили в налоговую инспекцию не Персоналиста, а Вещиста, то он вам будет рассказывать, что там за здание, какие обои и календари в кабинете инспектора и на каком принтере было отпечатано заключение об итогах проверки. Впрочем, там же был и «трудный разговор», и «перекус в буфете: с соком» — дело в том, что для вещиста «вещами», как правило, оказываются и действия, для этого их достаточно упаковать в существительные.

Этот фокус получил название «номинализация»: любые живые глаголы и текучие процессы, например «ехать», «договариваться», «кушать» Вещист может сделать послушными вещами и называть существительными: «маршрут», «переговоры», «обед».

Внимательный заметит, что существительное «номинализация» есть продукт этого же фокуса…

Временщик: Когда?

Для Временщика самое важное — это время, а точнее, когда все это началось, когда закончилось и сколько длилось. Если вы даете ему задание ехать в налоговую, в первую очередь он посмотрит на часы и скажет, сколько ему нужно времени закончить дела. Возвратившись, он доложит вам о том, во сколько он выехал, когда наконец-то попал на прием, сколько все это продолжалось и когда теперь надо ехать в следующий раз.

Наместник: Где?

Место — это главная реальность для этого типажа, которого всегда интересует: «Где?» «Вы знаете, где, оказывается, теперь находится налоговая? Это куда вы посылали меня в прошлый раз, но немного дальше! Заключение от нашего инспектора у меня с собой, в портфеле, а следующий раз нам сказали подойти туда же!»

Процессор: Как?

Для Процессора очень важно КАК что-либо делать, ход процесса, и все происходящее он раскладывает на цепочку дел: прошлых и будущих задач. Рассказывая о своем походе в налоговую, вначале он детально опишет, как долго он не мог дождаться автобуса, после искал вначале нужное здание, потом нужный кабинет, как препирался с инспектором и какую кучу дел теперь надо делать в связи с полученным постановлением.

Философ: Зачем?

Философ живет ценностными представлениями о мире, ему важно отличить важное от ерунды, твердое от пустого. Итоги визита в налоговую он сформулирует кратко: «Ничего страшного, все нор-мально», а подробности рассказывать смысла не видит: «Зачем?»

Простой признак верной пристройки по словарю главных категорий — человек оживляется, говорит с интересом, глаза его блестят. В пристройке ошиблись — человек тускнеет, зависает и отвечает невпопад: точнее, в своих, а не в ваших категориях: «Когда вы прилетели в Москву?» — «Ну, это был очень длинный рейс: мы летели, летели, летели…».

Ситуацию, впрочем, немного облегчает то, что предпочитаемых главных категорий у человека может быть несколько: и две, и три, и чем более развит человек, тем более он категориально мобилен, интересуясь только (и всем) тем, что действительно важно для дела.

  • Методики
  • Психологические типологии
  • Эффективная коммуникация
  • Курс - Эффективная коммуникация

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Классификация психотипов
Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают... Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.
01 окт. 2022 г.
Политика подстроек
Успешный человек внимателен к пристройкам не из любви куда-либо или к кому-либо пристраиваться. Грамотные пристройки нужны для управления поведением партнера, а именно, помогают осуществлять три важные задачи: улучшение контакта с партнером и создание общего благоприятного фона взаимоотношений, подкрепление желательных деталей и особенностей поведения партнера, ведение партнера.
01 окт. 2022 г.
Тонкие телесные подстройки
Телесные подстройки по позе и жестам считаются самыми простыми, явными и, если хотите, грубыми. Более тонкие, внешне практически незаметные, но при этом более эффективные — это подстройки по дыханию и ритму. Подстройки по ритму: людям свойственны множество малозаметных ритмичный движений: ритм кивания головой, ритм легкого покачивания телом, покачивания носком туфли или постукивания пальцем по столу…Все эти движения действительно обычно не замечаются обычным глазом, но глазом внимательным видятся легко.
01 окт. 2022 г.
Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи
Если мы говорим не на том языке, который наиболее понятен нашему собеседнику, наши слова воспринимаются им как чужие и звучат не убедительно.