Тема и рема

01 октября 2022 г. в 21:50

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.

В тексте различают два типа смысловых (логических) кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор.

В этом предложении: слово «Тема» как раз и является темой.

Рема – это что об этом говорит автор.

В этом предложении: Рема (Тема) – это что об этом говорит автор (Рема).

Если Тема — это отправная точка сообщения, то Рема — это то, что об этом сообщается. Как правило, в предложении Рема стоит после Темы.

Деление текста на Темы и Ремы — очень мелкое, дробное. Тема и Рема, как правило, больше слова (могут быть в одно слово), но меньше предложения. Тема и Рема, как правило, составляют одно предложение, хотя бывают предложения, состоящие из нескольких Тем и Рем.

Варианты связки темы и ремы

Пучок: к Теме крепится несколько Рем.

Тема и Рема, (Тема 1) как правило, больше слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).

В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.

Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.

Например

Любой автор излагает смысл (тема 1) по-своему логично (рема 1).

Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).

Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) бывает нужно восстановить (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).

Чтобы восстановить логику автора (рема 3 стала темой 4), нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет (рема 4).

Обычно так связаны между собой тезис и первое обоснование, обоснование – и иллюстрация.

Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.

Например

Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).

Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле более мелких Тем и Рем.

Например:

Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).

На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…

Весь этот абзац — раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).

Например:

Логический анализ текста (тема 1) подразумевает выделение логических кирпичиков текста (рема 1). Логические кирпичики текста (рема 1 = тема 2) состоят из двух типов: Тема (рема 2а) и Рема (рема 2б). Тема (рема 2а = тема 3) – это то, о чем говорит автор (рема 3). Рема (рема 2б = тема 4) – это что об этом говорит автор (рема 4).

Рема 1 становится Темой 2, которая становится Темой 2. Peмa втopoгo пpeдлoжeния cocтoит из двyx рем. Пepвая рема cтaнoвитcя тeмoй тpeтьeгo пpeдлoжeния, a втopая – чeтвepтoгo предложения.

Укрупнение: длинные связки Тем и Рем воспринимаются как новое целое и становятся Темой-2 для новой Ремы-2. Так часто связываются между собой основной текст и вывод, иллюстрация и вывод из нее.

Например

На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…

Весь этот длинный абзац можно в целом назвать одним смыслом: «книгу читать долго»

А нужных вам книг — тысячи.

Весь предыдущий абзац воспринят как единая Тема, к нему пристроена Рема: «нужных книг много».

В некоторых текстах темы и ремы не связаны между собой, или пропущена рема или тема. В этом случае тогда связку тема-рема нужно отгадывать и восстанавливать.

  • ЛАТ
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость сергей, 05 января 2015 г. в 10:05
Тема - это целое, а рема - это его детали.
1 ответ
Екатерина, 22 июня 2015 г. в 20:38
Можете ли указать источник, откуда взята данная классификация?
1 ответ
Н.И. Козлов, 23 июня 2015 г. в 08:14
Такое понимание темы и ремы мне дали на кафедре психолингвистки факультета психологии МГУ в 1978 году, во время проведения экспериментов по развитию динамического чтения.
Гость, 26 мая 2022 г. в 00:13

Актуальное членение предложения или, иначе говоря, логический анализ текста выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно возникает. Основными элементами формального членения предложения являются грамматический субъект (тема) и грамматический предикат (рема).

Кому интересна тема почитайте труды В. Матезиуса и других членов Пражской лингвистической школы.

Книги по психолингвистике еще больше дополнят ваши знания о предмете. P.S. Спасибо за статью.

Материалы по теме:

Картинка к "Логический анализ текста"
01 янв. 2010 г.
Логический анализ текста - это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавливать логику написанного текста и логику мышления автора, писавшего текст. Область применения - научные и научно-популярные тексты Как читать художественную литературу - отдельный разговор...
6Подробнее →