Тема и рема
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.
В тексте различают два типа смысловых (логических) кирпичиков: Тема и Рема. Тема — это то, о чем говорит автор.
В этом предложении: слово «Тема» как раз и является темой.
Рема — это что об этом говорит автор.
В этом предложении: Рема (Тема) — это что об этом говорит автор (Рема).
Если Тема — это отправная точка сообщения, то Рема — это то, что об этом сообщается. Как правило, в предложении Рема стоит после Темы.
Деление текста на Темы и Ремы — очень мелкое, дробное. Тема и Рема, как правило, больше слова (могут быть в одно слово), но меньше предложения. Тема и Рема, как правило, составляют одно предложение, хотя бывают предложения, состоящие из нескольких Тем и Рем.
Варианты связки темы и ремы
Пучок: к Теме крепится несколько Рем.
Тема и Рема, (Тема 1) как правило, больше слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).
В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.
Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.
НапримерЛюбой автор излагает смысл (тема 1) по-своему логично (рема 1).
Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).
Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) бывает нужно восстановить (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).
Чтобы восстановить логику автора (рема 3 стала темой 4), нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет (рема 4).
Обычно так связаны между собой тезис и первое обоснование, обоснование — и иллюстрация.
Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.
НапримерЧитать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).
Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле более мелких Тем и Рем.
Например:Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).
На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…
Весь этот абзац — раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).
Например:
Логический анализ текста (тема 1) подразумевает выделение логических кирпичиков текста (рема 1). Логические кирпичики текста (рема 1 = тема 2) состоят из двух типов: Тема (рема 2а) и Рема (рема 2б). Тема (рема 2а = тема 3) — это то, о чем говорит автор (рема 3). Рема (рема 2б = тема 4) — это что об этом говорит автор (рема 4).
Рема 1 становится Темой 2, которая становится Темой 2. Peмa втopoгo пpeдлoжeния cocтoит из двyx рем. Пepвая рема cтaнoвитcя тeмoй тpeтьeгo пpeдлoжeния, a втopая — чeтвepтoгo предложения.
Укрупнение: длинные связки Тем и Рем воспринимаются как новое целое и становятся Темой-2 для новой Ремы-2. Так часто связываются между собой основной текст и вывод, иллюстрация и вывод из нее.
НапримерНа странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…
Весь этот длинный абзац можно в целом назвать одним смыслом: «книгу читать долго»
А нужных вам книг — тысячи.
Весь предыдущий абзац воспринят как единая Тема, к нему пристроена Рема: «нужных книг много».
В некоторых текстах темы и ремы не связаны между собой, или пропущена рема или тема. В этом случае тогда связку тема-рема нужно отгадывать и восстанавливать.
Комментарии (4):
Актуальное членение предложения или, иначе говоря, логический анализ текста выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно возникает. Основными элементами формального членения предложения являются грамматический субъект (тема) и грамматический предикат (рема).
Кому интересна тема почитайте труды В. Матезиуса и других членов Пражской лингвистической школы.
Книги по психолингвистике еще больше дополнят ваши знания о предмете. P.S. Спасибо за статью.