Свободное воспитание. Взгляд мамы-психолога
Современная психологическая литература изобилует статьями, превозносящими ценности свободного воспитания детей. Читаешь эту литературу и боишься оскорбить ребенка, чтоб невзначай не заложить семя неуверенности в растущее дитя. Крикнешь, и коришь себя, что плохой родитель. Не дай бог шлепнуть ребенка, и начинаешь понимать, что нарушаешь права ребенка, и бывает чувствуешь себя негуманной, не правильной мамой. Но с другой стороны, вспоминая свое детство и рассказы родителей и бабушек о их детстве понимаешь, что веками родители шлепали своих детей, ругали и обзывали и трудно сказать, что тысячелетиями люди были несчастными из-за негуманного воспитания родителями.
Дополнительную горсть сомнения в правильности моего понимания «свободного» воспитания подкинула передача о здоровом питании. Согласно эксперименту, проведенному в фильме, часть девушек две недели питалась очистительной исключительно здоровой диетой, а другая часть девушек питалась тем, чем заблагорассудиться. Результаты анализов и наблюдений за состоянием девушек из обеих групп показали одинаковые результаты.
Для того чтобы разобраться в понятии «свободное воспитание» пришлось перечитать кучу литературы, включая книги основоположников идеи «свободного воспитания»: Жан Жака Руссо, Льва Николаевича Толстого, Сергея Иосифовича Гессена, и других авторов, и оказалось, что мы, современные читатели, часто неправильно понимаем идею «свободного воспитания».
Оказалось, я раньше неправильно понимала свободное воспитание. Специально стремясь к свободному воспитанию детей, не поняв до конца истинного смысла концепции свободного воспитания, я наломала кучу дров.
А именно:
Думала, что свободное воспитание это и есть необходимость жалеть ребенка, особенно его психику, боялась лишний раз выработать в ребенке комплексы неуверенности, недостатка внимания. Как часто я ловлю себя на том, что не вытерпев что ребенок часами сидит с не до конца одетыми колготками на полу и болтает, отвлекается, я беру его и одеваю до конца, кормлю быстро с ложки если сидит и долго ковыряется в супе и говорит, что ей хотелось кашу, а это она не ест. Руссо пишет, что лучше ребенок заболеет и спит под разбитым им же окном, чем вырастет сумасбродом. Ошибочка. Сознаю когда я спешу сделать за ребенка, то что он/она в силах, я думаю прежде всего о себе, о своем желании не слышать капризные возгласы, нытье, видеть ребенка на полураздетой на холодному полу, желание не опаздывать. Если же подумать о завтрашнем дне, понимаю, сколько упреков сама же могу высказать ребенку, если он так и не научиться за собой толково ухаживать. Я уже сейчас одевая, и убирая за ней игрушки — всем своим видом и комментариями невольно выдаю ей о ней самой не самое лестное представление. Понимаю, чтоб выработать в ребенке чувство уверенности нужно трудиться, напрягать нервы, настаивать на самостоятельности даже если очень хочется и легче сделать самой. Именно став самостоятельной, она будет испытывать уверенность в тех или иных навыках, именно так будут строиться ее принципы (чистота, дисциплина, зарядка, душ), на них будущая личность, способная быть сильной, а значит свободной.
Бывало позволяла командовать ребенку, думала, что ребенок так сможет выработать лидерские качества. Прочитав о том как Руссо относится к дозволению детям командовать взрослыми, поняла, что занималась умышленным попустительским воспитанием. Руссо пишет, что нельзя ставить себя в самую опасную зависимость — в зависимость воспитателя от воспитанника. «Каприз детей — это не дело природы; это дело дурного воспитания; это значит, что они повиновались или приказывали; а я сто раз повторял, что не нужно ни того, ни другого». Затем почитав Гессена поняла, что лидерские качества вырабатываются путем выработки самостоятельности, когда ребенка научается самостоятельно мыслить и действовать, другими словами когда учиться жить с детства в авторской позиции. Гораздо важнее для ребенка чувствовать защиту в том, что есть авторитет и ориентир, Чувствуя последовательного настаивающего на определенном распорядке, задающего направление сильного родителя, ребенок четче видит что такое хорошо, и что такое плохо, ему легче играючи учиться жизни, стоить свою личность. Это как любая женщина, какой бы самостоятельной и успешной она не была интуитивно ищет еще более сильного духом мужчину, любой ребенок изначально стремиться увидеть, а порой испытывает, чтоб удостовериться в родителе сильного, всезнающего мудреца, волшебника, примера для подражания. Когда мы позволяем вить из себя веревки, в глазах ребенка возникает бесовское довольство, которое вызывает в ребенке чувство тревожности и желание продолжать испытывать родителей, пока не нащупает в них того самого сильного и авторитетного родителя, с которым мир понятен и с которым есть определенный порядок и безопасность. Сейчас, я понимаю, что командующий ребенок врядли может вырасти в лидера, скорее он вырастит в неприспособленного к общественной жизни и морали человека с низким уровнем культуры и сложностями в коммуникациях. Такой человек возможно будет дальше и во взрослой жизни искать ориентиры, смысл жизни, при этом не привыкший отдавать дань уважения родителям, святейшим людям в его жизни, и не имеющим авторитетов помимо собственных прихотей как лени, гнева, чревоугодия, и т.д.
Вместо кратких указаний (которые я воспринимала, как унижающие достоинство — приказы), старалась научно объяснять почему то-то нельзя, а то-то можно, чтоб она могла сама ориентироваться и решать что правильно, а что нет. Свято верила в то, что ребенок поймет все, если правильно ему объяснить. Рассказывала истории про бактерии, чтоб помыть руки, разъясняла о лейкоцитах, чтоб пила лекарства. В целом, она растет эрудированной, но я понимаю, что морализирую иногда там где легче просто установить правило. Руссо сторонник свободного воспитания, оказалось, по данному вопросу пишет:
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь пи зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные ученые и старые дети».
Гессен считает, что дошкольнику свойственна аномия или отсутствие сознания норм, закономерностей. Дошкольникам гораздо свойственней воспринимать мир как данность, нежели строить логические цепочки и делать выводы. Получается незачем опережать развитие человеческого ума и заранее чрезмерно много преподносить ребенку мир в научной терминологии.
Я согласна с Руссо, что ребенка нужно оберегать от негативного влияния общества, будь то родственники, двор, чрезмерно религиозный телевизионный канал, так как все это семена, за которые мы в ответе если хотим осознанно воспитывать своего ребенка. При этом, я хотела бы добавить. Думаю ребенку все же необходимо в некоторой степени соприкасаться с реальным миром, с негативом который он несет, при грамотном присутствии и ненавязчивой оценки родителей проявлений этого мира. К примеру, я не стану говорить, что соседский ребенок который употребляет нецензурные слова плохой, только потому что его не научили и прятать своего ребенка, я скажу, что он поступает не хорошо, и обычно такие люди производят такое-то впечатление и такое-то отношение, и пусть сама додумывает можно ли, стоит ли вторить такому примеру. Чрезмерное желание отгородить ребенка от невзгод реальной жизни, вызывает желание вырваться на свободу прочь из родительского дома и портит отношения с родителями.
Вопрос воспитания под определенный педагогический идеал — мне кажется мешает свободе ребенка. Как классическая религиозная школа заранее ограничивает изначально возможность ребенка оспаривать и искать истину, так как накладывает узко определенное понимание мира, и любое воспитание под определенный идеал воспитателя для меня является спорным. С одной стороны родители — это ориентиры, но они не должны становиться указателями. Я думаю у ребенка должна быть возможность развиваться по возможности всесторонне. Ребенку не нужно преподносить готовый шаблон поведения, лучше его ознакомить с различными ценностями, расширить кругозор, научить ставить цели и добиваться, дисциплине и навыку быть автором своей жизни. Вместе с тем, если рассмотреть данный вопрос шире, развитие авторской позиции — само по себе тоже является определенным педагогическим идеалом.
В книге «Эмиль, или О воспитании» Руссо чувствуется искусственность, которая возможно связана с отсутствием практического опыта в воспитании. Совсем не обязательно по моему, что в тех или иных ситуациях, что ребенок отреагирует именно так, как это представляет себе Руссо. К примеру, в ситуации, когда ребенок застает взрослых в процессе ссоры, они пишет: «Он видит воспламененное лицо, сверкающие глаза, угрожающие жесты, слышит крики — все это признаки, что тело не в обычном состоянии. Скажите ему спокойно, без нажима, без таинственности: «Этот бедный человек болен, у него припадок лихорадки». Трудно представить, чтоб ребенок, умеющий хорошо разговаривать и задавать вопросы не сталкивался с со сценами конфликтов и поверил на слова Руссо, что этот человек болен. Я так же считаю, что неправильно возлагать вину за свой гнев на ребенка. «А если вам самим, в минуту вспыльчивости, случится потерять хладнокровие и сдержанность, с которою вы должны вести ваши занятия, не старайтесь скрыть от него своей ошибки, но скажите ему откровенно, с нежным упреком: «Друг мой, вы причинили мне боль». Для себя сделала вывод, Руссо не стоит понимать буквально, а скорее как литератора, композитора — его основные идеи и идеалы — заставляют задуматься и переосмыслить его современников и даже наше поколение наши традиционные методы воспитания.
Руссо и Толстой узко понимали «свободное понимание». Руссо и Толстой отрицали традиционное воспитание и желая воспитать человека не испорченного цивилизацией и стараясь сохранить в ребенке элемент «свободы». Они обрекали ребенка в определенной степени на социальную неадекватность, неумение приспособиться к реалиям жизни, а главное ребенок не становится свободным, он отражает привычки, модели людей которые его окружают и воспитывают. Ученики Толстого осуждая укравшего мальчика — не были свободными от шаблонов и моделей поведения того же дворника и Льва Толстого. Свободное воспитание нельзя было понимать как возможность достичь конечный результат, это не самоцель, а постоянный процесс, который может достичь определенного развития и оборваться в момент смерти.
Я согласна с Гессеном, что свободное воспитание в понимании Руссо и Толстого есть произвольные поступки, то есть непредсказуемые поступки, а потому не свободные, а зависящие от внешних обстоятельств, тогда как свободное воспитание — это развитие в ребенке быть выше обстоятельств. Гессен пишет: «Если произвольные поступки характеризуются неустойчивостью, пассивной зависимостью от внешнего мира и постольку случайностью и непредвиденностью, то свободные действия в подлинном смысле этого слова отличаются, напротив, устойчивостью, самобытностью по отношению к изменчивым влияниям среды и даже отчасти возможностью предвидения». Сделать ребенка выше обстоятельств — можно не путем дачи ребенку не ломанного, в зависимости от обстоятельств, безответственного направления жизни, а путем сознательного направления устойчивой линии поведения, при которой человек вырабатывает ценности и навыки быть свободным, то есть уметь разрешать представшую перед ним трудную задачу по своему, индивидуально. Я согласна с Гессеном, что принуждение и дисциплина — это не то чего нужно избегать, а то что нужно правильно применять для того, чтобы воспитать сильную и свободную личность, которая будет автором своей жизни — «путь систематического и последовательного усиления центростремительной силы личности, постепенного роста ее внутренней свободы». Такое воспитание Гессен называет нравственное образование, которое сводится к развитию в человеке свободы и завершается сформированием личности в человеке, или, что то же, развитием его индивидуальности.
Я за то чтоб вырастить человека сильным и уверенным, способным принимать свободные решения. Теперь я понимаю, что этого можно добиться не банальным предоставлением ребенку свободы действий, пробуй и найди когда-нибудь истину, что на самом деле является безответственным подходом, а путем установления порядка, правил, дисциплины, принуждения (где-то естественного, где-то необходимого для обеспечения последовательного исполнения установленных правил) которые помогут ребенку выработать свои ценности, научиться быть самостоятельным, а значит учиться принимать свои решения (а не только реагировать на созданные жизнью обстоятельства).
В соответствии с данным мировоззрением, я определяю для себя стержневые качества, которыми должен обладать ребенок: самостоятельность, целеустремленность, авторская позиция, умение управлять своими эмоциями, доброта и любовь, знания, этика. Возможно этот список будет меняться. В соответствие с данными желаемыми качествами, за ребенка я осознанно ничего не делаю (кроме когда совсем опаздываем или ребенок болеет), позитивно подкрепляю проявления авторской позиции, поощряю заботу о людях, животных, покупаю соответствующую литературу и детские фильмы.
Я за свободное воспитание в смысле что важно не то, чтобы не было принуждения, а чтобы воспитанник принуждения не замечал, не чувствовал. Я за то, чтоб не тотально, но иногда ребенок учился на своем опыте. В этом смысле, я очень за подход к обучению Толстого. По возможности буду это применять на практике.
Я думаю следующие принципы воспитания Жан Жака Руссо, я бы взяла на заметку:
- Не боритесь с плохим, а не провоцируйте развитие дурного.
- Не заставляйте, а вызывайте желание.
- Сделайте так, чтобы учили не вы, а обстоятельства
- Свое принуждение сделайте скрытым.
- Принуждая, сделайте так, чтобы ребенку казалось, что это его собственный выбор.
Я думаю не всегда возможно идеально следовать этим принципам. Однако, по возможности выполняя их, я помогу ребенку желать работать над собой в силу жизненной необходимости. Ведь на самом деле, складывается впечатление, что аккуратная домашняя работа и прибранная комната нужна учителям и родителям, тогда как на самом деле эти навыки нужны ребенку для того, чтоб он вырос успешным и счастливым человеком. Однако, наш тон и склонность морализировать — создают у ребенка ложное обратное впечатление. Будем вырабатывать в себе самообладание при несерьезных ушибах не бежать спасать упавшее не серьезно дитя, и позволим иногда идти на занятие не подготовленным и получить соответствующую оценку. При этом позволить им простудиться, учитывая как они переносят болезни, я наверное пока не готова.
Мне также нравиться позиция у Руссо, о том что учить нужно ребенка прежде всего своим примером: «Наставники! Бросьте жеманничать, будьте добродетельны и добры; пусть примеры ваши запечатлеваются в памяти воспитанников ваших, в ожидании, пока не проникнут в сердца».
Последовательность — не смотря на уговоры и упрямство. Вседозволенность — не есть свобода воспитания. Дисциплина, четкие правила, ценности, ориентиры создают предпосылки воспитания личности, которая будет иметь изначальный потенциал стать личностью.
Подход к обучению Льва Николаевича Толстого
Мне очень нравится идея школы, которую создал Лев Николаевич Толстой. Я понимаю, что были перегибы, которые позволяли ребенку уйти с занятий в любое время, но думаю, на самом деле это и создавало необычную атмосферу этой школы, где каждый ребенок понимал, что учиться потому что интересно, сидит в школе по 7 уроков, потому что он сам решает и понимает, что это нужно для него самого. При этом, я считаю, что такая школа должна быть как дополнительная система образования, а не как основная. Основная школа должна быть классически строгая, дети должны ходить в униформе, не пользоваться косметикой и вставать при входе учителя. А дополнительная школа, это где знания даются на практике, где дети учатся с удовольствием, пробуют и познают мир. И если честно я мечтаю создать такую школу.
Принципы ответственного воспитания Николая Ивановича Козлова
Ребенок растет не один, а за руку с воспитателем. Принуждение — естественная часть жизни, бояться его не следует, как и не следует ставить его на первое место. Это естественный элемент воспитания наряду с воодушевлением, поддержкой, просвещением, обучением и привитием привычек. Обычный вывод: планку требований к ребенку нужно держать высокой.
Если ребенком не будем заниматься мы, любящие родители, то заполнением его души, идеалов, ценностей будут заниматься случайные прохожие, что может стать рискованным. Я сделала себе особый вывод, не нужно бояться принуждать ребенка. И к моему удивлению, действует. Если я не волнуюсь, не сомневаюсь, а твердым голосом, определяю правила, они смотрят мне в глаза, иногда для проверки продолжают свое, и через некоторое время делают, то, что их просят — а в глазах благодарность, уважение и понимание.