Стиль коммуникации: двойная связь
Понятие двойной связи характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое, мучительное и «безнадежное» положение. Это происходит потому, что:
- На разных уровнях коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования;
- Жертва лишена возможности выражать свое отношение к двойной связи или самоустраниться от взаимодействия.
Двойная связь лишает способности получать в результате коммуникации ясные по смыслу сообщения и принимать участие в социальных взаимодействиях.
Один единственный сложный коммуникативный акт может содержать множество сообщений, относящихся к различным логическим типам, по Бертрану Расселу, и часто включает разные модальности, которые могут противоречить друг другу или подкреплять друг друга. Агрессивный смысл сообщения можно смягчить, например, соответствующими движениями, позой или тоном, выражающими, что «все происходящее — шутка». Более того, смысл сообщения может сильно зависеть от окружающей обстановки или опыта прошлого взаимодействия участников коммуникации.
Коммуникационный подход подразумевает, что каждое вступление сторон в коммуникацию включает сообщение, предлагающее или подтверждающее тот или иной характер взаимодействия, а также ответное сообщение, в котором данный характер взаимодействия может быть принят, модифицирован или отвергнут. Яростные перепалки подростков со своими родителями зачастую не имеют ничего общего с явным содержанием спора, а скорее отражают происходящие в их отношениях изменения, с которыми не согласна та или другая сторона.
Способность расшифровывать смысл коммуникативных актов требует специального научения, зачастую невербального, особенно при наличии явных противоречий между уровнями коммуникативного сообщения, как в случае, когда бранные слова произносятся со смехом. Когда смысл сообщения не очевиден, люди научаются переходить на более абстрактный уровень и начинают обсуждать такие двусмысленные сообщения, пытаясь прояснить их значение. Дети изначально не обладают такой способностью, и лишение их возможности учиться понимать смысл сообщений может сказаться уже во взрослом возрасте, приводя к серьезным расстройствам.
Стиль коммуникации при двойной связи особенно опасен наличием внутренних противоречий и блокированием научения. Исследования двойной связи часто проявляется во взаимодействии «мать-ребенок», когда мать, по-видимому, не стремится быть понятой ребенком. У такой матери отсутствует как принятие ребенка, так и принятие самого факта его отвержения. Двойная связь описывает завуалированное стремление к поддержанию дистанции в отношениях, которое маскируется обоюдной демонстрацией любви и заботы. Такие родители фактически поощряют близость на одном уровне коммуникации, отвергая ее на другом.