Симметричность жестов
Автор статьи: Вячеслав Саломасов
Выпускник Университета практической психологии
Бывает, что оратор при выступлении жестикулирует и широко, и энергично, и жесты использует открытые — а зритель чувствует какой-то подвох, неправильность, неестественность в речи. Особенно, если сидит в правой части зала — и внимания ему меньше достается, и следить за мыслью оратора все труднее…
А причина проста — оратор делает жесты только одной, чаще правой, рукой. Левая в это время отдыхает в кармане или висит вдоль тела. А поскольку от природы здоровому человеку более свойственны симметричные движения конечностей — «однорукий» выступающий как будто прихрамывает, только не на ногу, а на руку. Увы — прихрамывая, не очень-то разбежишься…
Такая, на первый взгляд безобидная, мелочь серьезно обедняет «жестовый словарь» оратора, затрудняет понимание речи, невольно отвлекает внимание зрителей. Можно сказать, что зал практически теряет половину оратора, а оратор теряет больше половины силы, скрытой в жестикуляции, то есть:
— больше половины дополнительных красок,
— дополнительной энергетики,
— дополнительных мощных инструментов управления залом!
Потому — немедленно вытаскиваем из кармана вторую руку и включаем ее в энергичную работу! Оратор, жестикулирующий обеими руками, при прочих равных условиях выглядит на порядок увереннее, энергичнее, харизматичнее. Симметрия делает описывающие жесты более выразительными, а управляющие — более четкими и сильными.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы мы всегда и всюду делали ТОЛЬКО симметричные движения обеими руками — наподобие каких-нибудь индийских танцев или синхронного плавания. Хотя, признаться, строгая симметрия и там не слишком часто применяется.
Для соблюдения принципа симметричности вполне достаточно придерживаться нескольких простых правил:
— хорошо, если широта жестов левой и правой рукой примерно одинакова;
— если мы делаем несколько жестов одной рукой, потом следует уравновесить баланс несколькими жестами другой;
— если нам нужно что-то держать во время выступления, лучше делать это одной рукой, другую оставляя свободной для жестов. В процессе выступления время от времени перекладываем это «что-то» из одной руки в другую и жестикулируем освободившейся.
— начинать и заканчивать выступление лучше с использованием симметричных жестов;
— в целом за выступление желательно, чтобы нагрузка на левую и правую руки была распределена равномерно.
Если заметили за собой недостаток симметричности — принимаемся за практику! Упражнений для выработки красивых широких симметричных жестов довольно много, есть, из чего выбрать. Здесь предложу пару самых простых — попробуйте и поделитесь полученными результатами.
1. «Левша». Ну, здесь все по названию ясно. Набираемся терпения и целый день (или час-другой для начала) делаем свою вторую руку главной. Моем ей посуду, открываем замки, двигаем компьютерную мышку — «взрываем» мозг и вырабатываем новые нейронные связи. Пожалуй, прямо сейчас с мышки и начните. Ну как, получилось? Воздержитесь только на первых порах от перекладывания в другую руку ножа на кухне — чревато порезами пальцев.
2. «Зеркало». Также несложное упражнение. Выбираем себе образец для подражания — лучше, если это будет не запись, а живой (и очень хороший) оратор или тренер — и повторяем один за другим все его жесты в зеркальном отражении. То, что он делает правой рукой, повторяем левой и наоборот. Да — не забудьте тренера предварительно предупредить.
Делаем эти и другие упражнения регулярно, активно используем каждую возможность для реальных живых выступлений перед публикой — и «отстающая» рука скоро догонит ведущую в мастерстве жестикуляции.